Марина Бушкова
Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Способность выделять существенное.
Инструкция: Ряд слов, в каждом из которых 5 дается в скобках, а одно перед ними. Нужно за 20 секунд исключить из скобок два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Темочки:
Обработка полученных данных: дети, которые правильно выполнили задание, обладают умением выделять существенное, т. е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.
Сравнение.
Цель: установить уровень развития у детей умения сравнивать предметы, понятия.
Инструкция:из предложенных слов, нужно назвать сходства и различия.
Книга – тетрадь
Лошадь – корова
Озеро – река
Солнце – луна
Дождь – снег
Обработка результатов:
Составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел назвать ребенок. Доля названных ребенком черт сходства и различия из общего числа черт в % - это уровень развития умения сравнивать.
Обобщение.
Предлагается 2 слова. Ребенку необходимо определить, что между ними общего.
Дождь – град
Нос – глаз
Сказка – былина
Математика – чтение
Школа – учитель
Классификация.
Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.
Инструкция:
Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово – лишнее. Нужно найти это пятое слово.
1). Дождь, снег, осадки, иней, град
2). Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
3). Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
4). Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
5). Самолет, пароход, техника, машина, поезд