Елена Колесникова
Консультация для педагогов «Методика заучивания стихотворения»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Заучивание стихотворения как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Публикация «Консультация для педагогов „Методика заучивания стихотворения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. При разучивании стихотворений совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
Таким образом, заучивание дошкольниками стихотворений является средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, способствует развитию речи.
2. Задачи воспитателя при заучивании стихотворения
При заучивании стихов с детьми перед воспитателем стоят две основные задачи:
1) добиваться, чтобы все дети запомнили стихотворение;
2) добиваться выразительности при прочтении стихотворения [1].
Так же существует еще ряд важных задач:
- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
- помочь понять содержание в целом, отдельных трудных мест и слов,
- обеспечить запоминание,
- научить выразительно читать перед слушателями,
- воспитывать любовь к поэзии.
Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных методов и приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
3. Методические требования к заучиванию стихотворения
В литературе изложены основные требования к заучиванию детьми дошкольного возраста стихотворений [4].
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик, стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам, именно обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует разделить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым детям приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
4. Структура занятий по заучиванию стихотворений
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти [3]. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения : провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания, и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
5. Методы и приемы для запоминания стихотворений
В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
1. Мнемотехника. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать все вышеперечисленные этапы процесса запоминания, сохранения и припоминания информации. Особенность методики- применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних- дом. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Не связанные на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
2. Создание мысленного образа. (для детей старше 5 лет). Любой текст можно представить мысленными образами. Для примера возьмем стихотворение И. Михайлова:
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет-
И как будто пляшет!
Это чучело – оно
Сторожить поставлено.
Взрослый читает первую строчку стихотворения, просит ребенка закрыть глаза и представить содержание этой строки в уме. При этом важно нарисовать картинку яркой, почувствовать, как к ней относишься: нравиться ее содержание или нет. Далее продолжается тоже самое с остальными строчками. Взрослый дает ребенку установку вспомнить стихотворение отталкиваясь от мысленных образов (с закрытыми глазами) и описать их своими словами. Далее ребенок прочитывает стихотворение вслух (если нужно образы подправляются или исправляется последовательность, в которой эти образы возникают).
Важно каждый раз обсуждать заучиваемое стихотворение, просить ребенка поделиться впечатлениями от самого текста.
3. Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Домик
Дом мы строим
(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом).
Выше, выше!
(Поднять руки вверх).
Есть окошки в нем и крыша.
(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, большие пальцы соединить по прямой линии. Получиться треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения совместно со взрослым.
4. «Игровые» стихи. Можно помочь ребенку запомнить стихотворение через игру- драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Мишка косолапый по лесу идет
(Ребенок берет игрушку и показывает как мишка ходит).
Шишки собирает и в карман кладет,
(Ребенок кладет в карман игрушки шишку).
Шишка отскочила прямо в мишке в лоб,
(Ребенок достает из кармана шишку и «ударяет» об лоб мишки).
Мишка рассердился и ногою топ!
(Ребенок рычит как медведь и топает ногой).
Также главным действующим лицом может быть и ребенок. Здесь взрослый читает текст, а ребенок сам показывает необходимые движения.
5. Рисуем, лепим стихотворение. Для лучшего запоминания можно предложить ребенку нарисовать, (вылепить) то, о чем говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребенком все то, что он нарисовал (вылепил) : цвет, форму, размеры предметов.
6. Методы и приемы, влияющие на формирование выразительности чтения стихотворения
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
образец выразительного чтения,
пример выразительного чтения ребенка,
оценка чтения,
подсказ нужной интонации [2].
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох, умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
7. Особенности заучивания стихотворения на разных возрастных этапах
В младшей группе перед детьми не ставиться задача выучить стихи, так как ребенок этого возраста не способен понимать учебную задачу – выучить что-либо путем произвольного запоминания. Если же воспитатель с помощью разнообразных игровых приемов многократно повторяет стихотворение, то дети, играя, непроизвольно запоминают текст [2].
Перед детьми среднего и старшего возраста воспитатель ставит задачу выучить стихотворение [2].
Методика работы с детьми :
1) В начале занятия нужно вызвать у детей состояние, наиболее благоприятное для восприятия и запоминания стихотворения, например, задать детям вопрос, связанный с темой произведения, или напомнить о событии из жизни детей, близком к содержанию стихотворения.
2) Затем воспитатель читает стихотворение наизусть.
3) После первого прочтения проводится беседа по содержанию, словарная работа над непонятными и новыми словами.
4) Дети предупреждаются о том, что стихотворение они будут заучивать наизусть.
5) Воспитатель читает стихотворение несколько раз, затем вызывая детей по одному повторить стихотворение [1].
В первую очередь воспитатель обращается к тем, кто быстрее запоминает, кто изъявляет желание, а затем к другим детям. Такое индивидуальное чтение проходит с помощью воспитателя. В последующие дни на ближайших занятиях нужно уделять минут десять повторению вновь заучиваемого стихотворения, спрашивать тех, кто еще не был вызван. Таким путем воспитатель добивается запоминания стихотворения каждым ребенком.
8. Организация предварительной работы по заучиванию стихотворений
Перед заучиванием стихотворения проводится предварительная работа.
Прежде, чем начать заучивание, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные ребенку слова и объяснить их.
Когда все слова будут разъяснены, стихотворение читается еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения ребенку рассказывается, кто написал произведение, показываются иллюстрации, которые нарисовал художник, пока ребенок их рассматривает, стихотворение читается еще раз. Таким образом, у ребенка формируется образ произведения. После такой предварительной работы можно приступать непосредственно к заучиванию стихотворения.
Таким образом, перед заучиванием стихотворения организуется предварительная работа, включающая чтение стихотворения несколько раз, словарную работу, рассматривание иллюстраций, беседу с детьми, рассказ о стихотворении.
Заключение
Обобщение литературы по теме написания работы позволило изучить особенности проведения работы с детьми дошкольного возраста по заучиванию стихотворений. В ходе исследования были решены следующие задачи:
- охарактеризовано заучивание стихотворения как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- представлены задачи воспитателя при заучивании стихотворения;
- перечислены методические требования к заучиванию стихотворения;
- определена структура занятий по заучиванию стихотворений;
- представлены методы и приемы для запоминания стихотворений, а также методы и приемы, влияющие на формирование выразительности чтения стихотворения, определить методику заучивания стихотворений в разных возрастных группах.
Заучивание дошкольниками стихотворений является средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, способствует развитию речи.
При организации работы по заучиванию стихотворений перед воспитателем стоят задачи: добиваться, чтобы все дети запомнили стихотворение; добиваться выразительности при прочтении стихотворения
Перед заучиванием стихотворения организуется предварительная работа, включающая чтение стихотворения несколько раз, словарную работу, рассматривание иллюстраций, беседу с детьми, рассказ о стихотворении.
В работе подробно была освещена структура занятия по заучиванию стихотворения, рассмотрены основные методы и приемы как непосредственно заучивания стихотворения, так и работы, направленной на выразительность чтения заученного стихотворения.
Библиография
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.
3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. :Питер, 1996.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1967.