Юлия Титова
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника.
Протокол наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы.
Сюжет игры : «Овощной магазин».
Дата наблюдения: 29.08.20 г.
Длительность игры: 20 минут.
Ход игры:
-Кира подошла к Наташе: Наташа послушай, у меня в магазин привезли, много яблок ты придешь ко мне купить?
Наташа: Кира я не хочу покупать яблоки можно я буду продавцом?
Публикация «Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
Кира: Да Наташа, а я тогда кем буду? Я тоже не хочу быть покупателем.
Наташа: Кира, а давай ты будешь заведующей магазина, кому-то надо фрукты заказывать.
Кира: Хорошо я согласна.
-Увидела игру девочек Даша: Кира я тоже хочу играть с вами?
Кира: У нас нет покупателя, будешь у нас фрукты покупать?
Даша: да, я только домой за дочкой схожу.
-Даша уходит, берет куклу, наряжает дочку, берет сумку.
Даша: У нас дочурка все овощи закончились щи надо сварить, некапризный, я тебе в магазине вкусненькое куплю.
-Кира с Наташей в это время расставляют, мягкие столы на них выкладывает, овощи и фрукты, Припасают красивые пакетики, весы, кассу.
Кира: Наташа, а кто у нас кассиром будет?
- К девочкам подходит Артем: Я тоже хочу играть?
Кира: Артем нам надо завести товар, ты будешь шофером?
Артем: Да я пойду, заведу машину. Артем взял стул и кольцеброс, взад построил из строителя кузов, сел и зарычал, потом встал и стал нагружать кузов картошкой (заменителем служили кубики из конструктора)
- чтобы помочь девочкам в развитии сюжета к ним присоединилась воспитатель
Нина Константиновна: Можно я буду кассиром, я очень хочу с вами играть?
- девочки с удовольствием соглашаются.
Нина Константиновна: Девочки надо фасовать пакеты свежими овощами, к нам привезли новый завоз картофеля.
Артем: Я картофель привес кто разгружать будет?
Кира: это мужская работа надо принять на работу грузчика.
-Кира подходит к Гене: Гена, послушай ты все равно один играешь, пойдем играть с нами?
Гена: а что надо делать?
Кира: я тебя на работу беру, разгружать товар в магазин?
- Гена засмеялся, подошел к Артему.
Гена: Артем, ты поможешь мне?
Артем: конечно, помогу, я друзьям всегда помогаю.
Гена и Артем подходят к воспитателю и спрашивают.
Артем: куда разгружать товар? Мы тут овощи привезли, капусту, картофель, огурцы, а выгружать, незнаем куда.
Нина Константиновна: В склад, он будет здесь, показывает на коробки разных размеров.
- мальчики сортируют овощи и фрукты по коробкам.
Кира: берет яблоки и угощает ими мальчиков.
Артем и Гена изображают, что едят яблоки с удовольствием.
Гена: наложи мне яблок по больше - я друзей угощу.
Кира: Я больше не могу вас угостить, если хотите еще идите к продавцу она вам продаст, сходите и заплатите деньги кассиру.
Даша: рассматривает овощи, подходит к Наташе (продавцу)
Даша: у нас дома закончились овощи, взвесьте, пожалуйста, мне картофель.
-Наташа улыбается и накладывает в пакет кубики.
Наташа: Вам сколько килограмм наложить два или три?
Даша: Положите, нам с дочкой полный пакет мы дома пожарим, на сковородке.
-Наташа лежит пакет на весы подает пакет Даша, улыбается с вас 40 рублей, вам надо заплатить в кассу, там у нас кассир есть
Даша: вот, пожалуйста, возьмите.
-Даша протягивает руки и подает фантики от конфет кассиру.
Кира подходит к Наташе и Даше, отбирает у Даши пакет и говорит вредным голосом.
Кира: мне не нравиться играть ты Наташа все с Дашей и Дашей, а мне скучно.
Воспитатель: Где заведующая? Мне надо проверить документы все ли овощи привез шофер.
-конфликт между девочками прекращается, Кира бежит проверять коробки. Считает на калькуляторе и пишет в листок карандашом.
-Подходит к Кире Настя и просится принять ее в игру.
Настя: Кира давай помогу, я тоже хочу.
Кира: я сама справлюсь, мне помощники не нужны. И вообще ты с нами не играешь!
-Воспитатель предлагает Кире принять Настю, объясняя, что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной и продавать товар и фасовать овощи.
-Кира настойчиво отказывает Насте, объясняет ей, что справиться без ее помощи.
-Настя сильно обижается, подходит к Даше и говорит.
Настя: Даша можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?
- Даша радостно соглашается, надевает Насте платок, берет сумку.
Даша: Мы дочка опаздываем, берет Настю за руку и ведет в магазин.
Даша: Здравствуйте мне надо купить яблок дочке. Она у меня бледная, наверное, витамин не хватает?
Настя: мама купи мне бананы, ну купи. Настя настойчиво капризно просит, чтобы ей купили бананы.
Даша: потерпи у нас мало денег, вот придем домой я еще денег возьму.
Кира: здравствуйте, не переживайте мы дадим вам взаймы, что хочет ваша дочка? Кира улыбается и дружелюбно смотрит на Настю.
Кира: Наташу запиши покупателям бананы.
Наташа: вы должны 5 рублей, я запишу в тетрадку
-Наташа берет тетрадку и чего-то пишет карандашом.
-Артем в это время набрал в плетеную корзинку лото.
Артем: я огурцы привез, куда разгружать надо.
Тут подходят все дети, которые принимают участия в игре и начинают выкладывать лото (огурцы) к другим овощам.
Кира : а давайте после занятий продолжим игру, а?
Наташа: там времени мало, мы гулять пойдем.
Воспитатель: Ничего страшного ребята мы доиграем позднее.
Гена: все равно у нас все сломают.
Анализ сюжетно - ролевой игры.
Предложение ребенка Киры, стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии, реализуются в более длительном общении с другими детьми. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливаются в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений. Усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (Завидущая магазином, кассир, продавец, грузчик, машинист, в согласовании ролевых действий (грузчик разгружает привезенный шофером товар, завидущая уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию, умение сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета (пока грузчик разгружает товар, покупатель по-разному решает, что им делать: побыть в это время дома и одеть дочку в магазин. Заведующая считает привезенный товар и тд.
Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры, по ним определяются дети - лидеры, организаторы игры Кира и Наташа (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).
В игре дети проявляют повышенный интерес, инициативу и самостоятельность; играют увлеченно, каждый раз внося что-то новое.
Разыгрывая роли, дети широко используют не только знания о профессиях, но и развивает у детей фантазию используя, предметы-заместители; кубики-картофель, лото – огурцы, фантики – деньги, кольцеброс – руль, стул – машина. Действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т. п., тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображении