Березина Надежда
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОО Кизнерский детский сад № 6 "Италмас"
Тема: "Методика руководства сюжетно- ролевой игрой детей пятого года жизни"
Выполнила: Березина Н. А.
Пятый год жизни – период интенсивного становления самостоятельности дошкольников во всех формах их развития.
Именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно – ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно– ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование– творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий. Исследователи отмечают, что в этом возрасте у детей происходят значительные изменения в познавательной деятельности. Мышление и речь развиваются и это способствует усвоению знаний и без непосредственного наблюдения за объектом. Дети начинают понимать простейшие причинно-следственные связи (значение того или иного труда для других людей и т. п.). Их представления о мире становятся более обобщенными, формируются эмоционально-нравственные оценки, под влиянием воспитания появляется стремление быть полезным для окружающих, проявлять внимание к их нуждам, дружелюбно относиться к сверстникам. Дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности: интонацией, мимикой, жестами, позой, походкой; понимают и могут передать чувство радости, огорчения, юмор.
Публикация «Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей пятого года жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Дети пятого года жизни хорошо владеют предметными способами игры, передавая взятую в игре роль, используют разнообразные средства выразительности: характерные движения, мимику, жесты, интонацию. Вступают в ролевое взаимодействие не только на короткое время, но и на более длительное. В играх часто завязывается содержательная ролевая беседа. Эти качественные изменения игровой деятельности свидетельствуют о развитии сюжетно-ролевой игры.
Совместная сюжетно-ролевая игра, становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Именно в сюжетно-ролевой игре, основным содержанием которой является творческое воспроизведение (моделирование) взаимодействий и взаимоотношений людей, создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений детей. В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры.
В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Рассмотрим несколько из них:
Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая(8, 34). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого (оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием) и косвенного (опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей) руководства игрой.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной(10,5, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:
1. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий. На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком; на этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия; на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры; и для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
Новый подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:
1. Двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;
2. Позиция взрослого как партнера по игре.
Исследования Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой показали, что игра воспитателя с каждым ребенком и с подгруппами детей пятого года жизни, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дошкольники свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов и формирует дружеские взаимоотношения детей.
Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова,разработали методику руководства сюжетно-ролевой игрой. Метод обучения детей игре заключается в руководстве игрой как процессе постепенной передачи ребенку усложняющихся способов построения игры:
1. Обучение предметно - игровым действиям, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие и используют соответствующие предметы и игрушки.
2. Обучение ролевому поведению, с помощью которого ребенок имитирует характерное для персонажа поведение, использует речь и его действия.
3. Обучение детей сюжето - сложению, т. е. как придумывать сюжет, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Данные технологии делают акцент на формировании исполнительной, а не смысловой части деятельности. Принципиальные положения данной технологии в том, что взрослый является носителем формирующего способа действия, т. е. передается ребенку в готовом виде.
Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковавыделяют задачи и методику руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе :Задачи
1. Обогащение содержания игр.
2. Формирование умений организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры.
3. поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Методика руководства :
Косвенные приемы руководства : обогащение знаний детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто возникает одновременно несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для 1-2 игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.
Воспитатель использует разнообразные приемы формирования у детей умений организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. Возможны короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней. Воспитатель помогает распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.
Н. Я. Михайленко предлагает выделять 3 типа отношений между людьми:
1 тип - роли связаны между собой специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (врач - больной);
2 тип - отношения управления - подчинения (врач - медсестра, милиционер - шофер);
3 тип - отношения взаимопомощи (шофер помогает другому шоферу, врач советуется с другим врачом).
Детям 5 года жизни можно помочь в объединении 2-х и более играющих групп для общей игры. Н. Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым для детей и успешность формирующих воздействий.
Воспитатель может участвовать в игре в той или иной роли, но он берет на себя не основную, а второстепенную роль, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений: сломалась машина – дети заняты починкой, чем игрой в путешествие. Воспитатель берет роль механика, исправляет повреждение – игра продолжается.
При совместной игре воспитатель соблюдает 2 условия:
1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;
2. Отказ от однозначного соотнесения числа персонажей (ролей) кол-ву участников игры, т. е. персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым. При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н. Я. Михайленко).
Исследователи Е. Н. Зворыгина, Н. Ф. Комарова отмечают, что в данном возрасте дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила(16, 28). Они разработали методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой, и выделяют четыре группы задач:
1. Задачи- направленные на развитие сюжета игры.
1. Задачи- направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат).
3. Задачи-на формирования взаимоотношений.
4. Задачи- на формирования самостоятельности и творчества.
Эти задачи решаются четырьмя компонентами комплексного руководства(17, 36) :
1 компонент - Ознакомление с окружающим. Авторы считают, что на пятом году жизни особое место приобретает первый компонент данного подхода – ознакомление с окружающим в активной деятельности. Дети, активно вступающие в контакт с окружающими их взрослыми и сверстниками, на личном опыте убеждаются в необходимости усваивать определенные нормы общения и взаимодействия, учатся быть внимательными к другим, пытаются учитывать их характер и настроение. Им интересны люди разных профессий, их поведение в самых необычных критических ситуациях, когда характер человека, его отношение к делу, к людям выступает наиболее выпукло и ярко.
2 компонент - Обогащение игрового опыта. В совершенствовании игрового опыта помогают обучающие игры – следующий компонент комплексного метода. У детей среднего дошкольного возраста опыт достаточно богат, поэтому роль обучающих игр несколько снижается. Их проводят как фронтально, так и индивидуально. Такие игры помогают совершенствовать ролевые способы поведения, к которым дети приобщались уже на четвертом году жизни. Подвести детей к самостоятельному и творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации. Ситуации могут быть созданы как путем изменения игровой среды, так и путем общения с детьми по содержанию их игры.
3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды. Подлинно самостоятельная игра возникает тогда, отмечают исследователи, когда педагог усложняет предметно-игровую среду. В средней группе наряду с игрушками дети используют предметы-заместители, включают в игру воображаемые предметы, проявляя выдумку.
4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми. Дети пятого года жизни используют в своих играх разные способы: и те, которые были усвоены в предыдущих группах (игровые действия с игрушками, с предметами-заместителями, замена некоторых игровых действий словом, и новые способы (роль, обозначенная словом, ролевое взаимодействие, ролевая беседа). Воспитатель совершенствует эти способы, общаясь с детьми по ходу их игр.
Е. В. Зворыгина в своих исследованиях отмечает, что в результате использования метода комплексного руководства формированием игры к концу пятого года жизни дети овладевают богатым игровым опытом. Предпочитают играть вместе, при этом активно ставят игровые задачи друг другу, договариваются о том, как совместно их решить.
На следующем этапе воспитатель учит детей менять первоначально взятую роль в ходе развертывания игры. Взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей. Вовлечение детей в игру осуществляется только по желанию детей. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, ибо в этом случае она превращается в занятие.
Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что сюжетно-ролевая игра - ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни, средство для формирования дружеских взаимоотношений детей. Ролевая игра - активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, - все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
Я считаю, что более эффективными методами руководства сюжетно- ролевой игрой в среднем дошкольном возрасте является комплексные методы Е. Н. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой. Классификацию, которую они предложили, и берут за основание своих методов активизацию нравственного механизма, в которой решается задача формирования дружеских взаимоотношений детей.
Таким образом, в процессе сюжетно- ролевых игр у детей пятого года жизни воспитываются чуткость и отзывчивость, умение считаться со своими сверстниками, уважать их замысел и право на интересную роль, чувство справедливости. Именно те стороны дружеских взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования более высокого и сложного чувства – коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Менджерицкая Д. В. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983.
2. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.
3. Зворыгина Е. В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993.
4. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5.
5. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.