Яшина Екатерина Андреевна
Методика развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, является основой голосообразования; формирования речевых звуков, речевой мелодии.
Выделяют три типа дыхания : верхнереберное, грудное, грудобрюшное (диафрагмально-реберное).
Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития у него постепенно формируется грудобрюшной тип дыхания.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности:
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
дыхание поверхностное, верхнереберного типа;
ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
объем легких у них ниже возрастной нормы;
отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох;
произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Работа по формированию правильного дыхания может строиться в следующей последовательности:
1. Развитие грудобрюшного типа дыхания (можно обратить внимание на дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой).
2. Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
3. Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
- добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;
- на одном выдохе произносить 3—4 слога;
- правильно произносить фразу из 2—3 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;
- сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений :
- проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
- достаточно трех-пяти повторений, так как многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции (превышению потребности организма в кислороде).
Таким образом, дошкольникам с ОНР необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем - речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений. Важно отметить, что все упражнения для дошкольников с ОНР должны быть в игровой форме, чтобы дети не теряли интерес к занятиям на развитие речевого дыхания (обратить внимание на пособие с играми и упражнениями на развитие речевого дыхания Гуськовой А. А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет»).