Юлия Кадымова
Методика развития: Монтессори, Никитины, Зайцев, Доман
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее развитие по Монтессори - "Помоги мне сделать самому"
Мария Монтессори — одна из тех, кто сформировал педагогику ХХ века. В отличие от традиционных занятий, педагог не организует деятельность детей. Дети приходят в пространство, наполненное развивающими материалами, созданными по проекту Монтессори.
Основные пункты системы М. Монтессори:
• Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
Публикация «Методика развития: Монтессори, Никитины, Зайцев, Доман» размещена в разделах
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся "учителями", при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
• Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
• Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Спорные моменты:
• Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.
• В системе нет ролевых и подвижных игр.
• Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации.
• После демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах. Эта методика подходит больше всего усидчивым, "вдумчивым" детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.
Методика Глена Домана -"Гармоничное развитие ребёнка"
Основатель Глен Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей, начиная с рождения.
Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. Практически с самого рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. А начиная с трех-шести месяцев малышу регулярно показывают карточки, позволяющие ему научиться чтению, счету и получить энциклопедические знания. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации.
Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.
Основные идеи:
• Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
• Человеческий мозг развивается благодаря предложенной ему нагрузке, и этот рост фактически завершается к шести годам.
• Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка всему, что знают сами.
Спорные моменты:
• Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
• Изучая написанные на карточках слова и другие непонятные объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т. е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, которую видел до этого на картинке.
• Система делает ребенка пассивным участником, он получает информацию только для того, чтобы потом ее воспроизвести. Таким образом, притупляется любознательность.
• Интеллектуальное развитие малыша и почти не оставляет времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие.
• На занятиях в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств.
• Малыш, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего, уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций.
Кубики Зайцева - "Не учиться, а играть"
Наблюдая за поведением малышей, педагог Николай Зайцев заметил, что они никогда не произносят буквы раздельно, чтобы потом соединить их в слоги. Есть версия, что традиционный принцип обучения чтению расчленяет цельную речь на искусственные элементы - буквы. Зайцев считает, что такая методика плохо отражается на формировании речи и закрепощает малышей в их взаимодействии с родным языком.
Нетрудно заметить, что методика Зайцева имеет сходство с системой Глена Домана. Однако, справедливо будет заметить, что Зайцев продвинулся в этом направлении дальше Домана – кубики Зайцева разноцветные, звучащие и различных размеров.
Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает "склады"- части слова.
Преимущества методики Зайцева:
• ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв, ему не нужно ломать голову над тем, как прочесть рядом стоящие Б и А, малыш не запинается и быстро осваивает чтение;
• Система не привязана к определенному возрасту, и начать заниматься можно в любом возрасте.
Недостатки методики Зайцева:
• логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать “по Зайцеву”, часто “проглатывают” окончания, не могут разобраться в составе слова.
• В методике Зайцева звуки обозначены другими цветами и детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова.
Методика Никитиных - "Необратимое Угасание Возможностей
Эффективного Развития Способностей".
Борис и Елена Никитины - родители, педагоги, авторы оригинальной методики семейного воспитания, одни из основоположников идеи формирования творческих способностей с самого раннего детства.
Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:
• свобода и самостоятельность ребенка.
• спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда.
• неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.
Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день. Каждый ребенок обладает колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Если эти возможности вовремя не реализовать, то они угасают. Впоследствии, у ребенка будут лучше развиты те навыки, которые тренировали с самого детства.
Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.