Ирина Марикуц
Методика работы со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы со сказкой
• Отбор литературного материала.
В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов) : А. С. Пушкина, П. Ершова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Г. -Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.
Публикация «Методика работы со сказкой» размещена в разделах
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.
• Направления в работе
Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой
• Познавательное развитие
• Социальное развитие
• Физическое развитие
• Развитие творческого воображения
• Формы организации
Предлагаю следующие формы организации:
o игровые занятия;
o комплексные занятия;
o самостоятельная игровая деятельность детей;
o самостоятельная продуктивная деятельность детей;
o экскурсии;
o встречи с интересными людьми;
o праздники.
• Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую :
o элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;
o моделирование сказочных сюжетов;
o творческие задания;
o пластические игры и упражнения;
o элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.
• Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Продемонстрирую особенности работы со сказкой на примере занятия "Путешествие в сказку" - конспект в приложении.
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель - создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомые сказки, их героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ними создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.
• Моделирование сказок
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.).
пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П. И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
• Проблемные ситуации
(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
• Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева).
• Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").
• Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
• Творческие задания
могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
• Рассказать знакомую сказку по кругу.
• Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
• Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
• Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
• Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
• Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
• Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Сказки, но по-новому
Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
Колобок добрый волк
Лиса хитрая колобок
Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев
• Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")
• Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")
• Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек - к сказке
Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)
"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)
"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").
"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) –
Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.
Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
• Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
• Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
• Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
• Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
• Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
• Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
• Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
• Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
«Сказка про трёх поросят на новый лад».
Цели:
- формировать доброжелательное отношение к окружающим;
- расширять представления о дружбе, причинах возникновения конфликтных ситуаций и способах их разрешения;
- учить описывать сверстников, выделяя характерные для них признаки;
- упражнять в геометрическом конструировании.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А вы знаете сказку про трех поросят?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Сегодня я хочу рассказать вам сказку про трех поросят на новый лад.
«Жили – были три поросенка, три неразлучных друга.
Воспитатель в ходе своего рассказ проигрывает это куклами – к сказке «Три поросенка».
Дружба была у них очень крепкая, об этом знали все в округе. Поросята все делали вместе - играли, пели песенки и веселились. А рядом жил серый волк, и он все думал, как же поссорить друзей. Но однажды поросята решили поиграть в игру «Дразнилки» и случилось вот что….
Они разругались, обиделись и поссорились друг с другом.
Давайте подумаем и ответим на вопросы:
- Как вы думаете, почему поссорились поросята?
- Можно ли дразнить друг друга?
- А почему?
Дети: Предположительные ответы детей.
Воспитатель: - А вы хотите узнать, что же произошло дальше в этой сказке?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Поросята обиделись друг на друга так, что мириться не захотели и, обиженные, разошлись в разные стороны. Посмотрите, какие у них стали мордочки.
Воспитатель показывает смайлики с обиженным, грустным и злым мордочками поросят.
Давайте внимательно посмотрим на поросят и определим, какое настроение у них стало.
Дети: - Рассматривают мордочки. По мимике определяют их настроение. В случае затруднений с ответами детей, воспитатель помогает им.
Воспитатель: - А давайте посмотрим, что делает волк.
А волк очень обрадовался, что друзья поросята обиделись друг на друга и разошлись обиженные в разные стороны.
Воспитатель: - Почему волк обрадовался?
Дети: - По одному их будет легче съесть.
Воспитатель: - А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями?
- Что можно сделать, чтобы ссор не было?
- Как вы мерились?
- Это хорошо когда ссорятся друзья?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Чтобы не было ссор, не надо дразниться!
- Как можно помочь поросятам?
Дети: - Надо их померить.
- Сказать друг другу добрые слова.
- Попросить друг у друга прощения
– Давайте вернемся в нашу сказку. Может поросята услышали наши советы и померяться.
Воспитатель разыгрывает сценку, где поросята мерятся и просят у друг друга прощения.
Воспитатель: - Наши поросята друзья. Мы с вами часто говорим слово ДРУГ. А кого можно считать другом?
Дети: - Предположительные ответы детей.
Воспитатель: - А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете друг друга. Давайте с вами поиграем в игру «Отгадай, кто мой друг».
Дети с воспитателем встают в круг и играют в игру.
Игра «Отгадай, кто мой друг».
Один ребенок описывает внешний вид своего друга, положительные качества его характера, а остальные дети отгадывают, про кого идет речь.
Воспитатель: - Мы с вами узнали, что друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.
Геометрическое конструирование
«Поросенок».
Воспитатель: - Ребята, про кого была эта сказка?
Дети: - Про поросят.
Воспитатель: - Правильно. А теперь я предлагаю вам сделать друзей нашим поросят. Для этого давайте пройдем на наши места. А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур на листе без клея.
Дети садятся на рабочие места. Воспитатель показывает мольберт с изображение поросенка.
Воспитатель: Посмотрите на моего поросенка. Из каких геометрических фигур он состоит?
Дети: - Тело поросенка – овал, голова, пятачок – круг, ушки – треугольники, ножки – прямоугольники.
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Вы правильно определили все геом. фигуры.
Воспитатель: - А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур, но пока приклеивать его не будем. Это мы сделаем позже.
Дети выкладывают поросенка по образцу. Воспитатель контролирует работу детей, при затруднение помогает.
Воспитатель: - Молодцы. А теперь давайте приклеим его к бумаге и дорисуем ему мордочку и не достающую часть. И пусть настроение у него будет хорошим.
Дети: - Выполняют работу.
Воспитатель контролирует работу детей, при затруднение помогает.
Воспитатель: - Молодцы. Какие хорошие, веселые поросята у вас получились.
Ребята, что же узнали сегодня из нашего занятия? Как нужно вести себя с друзьями?
Дети: - Друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.
.
"Путешествие в сказку"
Цель: развитие умения находить надсистемные и подсистемные связи объекта, определять линию развития объекта, находить внешние ресурсы; упражнять в узнавании сказок по представленным элементам; развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление.
Материал: книги, конверты, запись голосов природы, магнитофон, 3 миски разного размера, 3 ложки, 3 стула, набор детских фотографий, половина альбомного листа на каждого ребенка, цветные карандаши, книжки-вкладыши для фотографий.
Декорации: деревья, лесной домик.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
В: Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказку. А скажите, откуда берутся сказки?
Д: Их придумывают, пишут писатели, сказочники, волшебники:
В: Правильно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Для этого нужно закрыть глаза и сказать :
"Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом!"
(дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)
В: Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Слышите, поют лесные сказочные птицы?
Д: Да.
В: А какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?
Д: "Маша и медведь", "Три медведя", "Колобок", "Волк и семеро козлят" :
В: Молодцы! Много вы знаете сказок. Ну, а теперь пойдемте дальше. Ой, смотрите, проход закрыт, тропинка завалена большой кипой книг! Как же нам пройти дальше?
Д: Нужно книги сложить в стопочку.
В: Давайте.
(дети раскладывают книги в стопки и находят конверт)
В: Смотрите, дети, конверт! А что кладут в конверты?
Д: Письма, открытки:
В: А для чего нужны письма?
Д: Чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное:
В: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное! Давайте прочитаем.
(открывают конверт, читают письмо)
"Здравствуйте, маленькие путешественники! Раз вы нашли это письмо, значит столкнулись с первым препятствием, которое я для вас придумал. Я- Волшебник Путаница! Я всегда и везде все перепутываю! Хотите прогуляться по сказке - значит решайте все задачки! До скорой встречи! "
В: Дети, с нами решил поиграть Волшебник Путаница! Как он написал: " Я всегда все перепутываю:" Вот и сейчас здесь он что-то перепутал. Посмотрите внимательно!
Д: Книги! Их не бывает в лесу!
В: А где должны находиться книги?
Д: В библиотеке, в магазине, дома, на полке, в шкафу:
В: Молодцы! Думаю, с этим заданием Волшебника Путаницы мы справились. Ну что, пошли дальше? Ах, какой свежий воздух в лесу, как красиво поют птицы. А каких вы знаете птиц, которые живут в лесу?
Д: Дятел, соловей, кукушка:
В: Правильно, молодцы!
(воспитатель с детьми подходят к лесному домику, на домике снова конверт)
В: Дети, смотрите, лесной домик! А в каких сказках герои попадают в домики или избушки в лесу?
Д: "Три медведя", "Маша и медведь" :
В: Ой, смотрите, опять письмо от Волшебника Путаницы!
(читают письмо)
"Привет, помните сказку "Маша и медведь"? Я там тоже все перепутал. Послушайте и попробуйте помочь Маше: Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до дома, где живет медведь?"
Д: Сложить пирожки в руки, позвать кого-нибудь на помощь, завязать место разрыва узелком, положить пирожки в пакет:
В: Молодцы! Вы снова справились с заданием Волшебника. Ну, что, давайте, наконец, войдем в избушку! Ой, какой тут беспорядок. Опять Волшебник Путаница поработал. Давайте немножко приберемся!
( физминутка: дети прибираются в сказочном лесном домике)
В: Дети, смотрите! Три миски: большая, средняя, маленькая, три ложки, три стула. Из какой это сказки?
Д: "Три Медведя"!
В: Верно! Вот медведи обрадуются, что в их домике все чисто и красиво! Ой, сотрите, опять письмо!
(читают письмо)
"Ну, дети, молодцы! Все мои задачки решили, все расставили по своим местам! Вот вам последняя задачка. Я перепутал все ваши фотографии. На окошке возьмите книжки-вкладыши и расставьте свои фотографии в таком же порядке, в каком стоят миски на столе. А если чего-то не хватает, то дорисуйте! Счастливо!"
В: Вот какой затейник, это Волшебник Путаница! Ну что, решим его последнюю задачку?
Д: Да!
( дети расставляют в кармашки книжек-вкладышей свои фотографии в нужной очередности: ребенок маленький, "средний" (как сейчас, "большой" (в будущем). Фотографий будущего "взрослого" нет, поэтому дети рисуют сами, выбирая себе профессию)
В: Какие замечательные вы получились в будущем! Расскажите, какой профессией вы будете владеть! (ответы детей)
В: Молодцы! Вы очень хорошо поработали, решили все задачки Волшебника Путаницы! Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:
"Сказка, двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!"
(дети произносят волшебные слова, перестает звучать запись голосов природы)
В: Ну что, дети, понравилось вам наше путешествие?
Д: Да!
В: Спасибо вам за проделанную работу. Молодцы! На этом наше занятие окончено.