Папки-передвижки

Методика работы со сказкой

Ирина Марикуц
Методика работы со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы

Методика работы со сказкой

• Отбор литературного материала.

В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов) : А. С. Пушкина, П. Ершова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Г. -Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Публикация «Методика работы со сказкой» размещена в разделах

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

• Направления в работе

Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой

• Познавательное развитие

• Социальное развитие

• Физическое развитие

• Развитие творческого воображения

• Формы организации

Предлагаю следующие формы организации:

o игровые занятия;

o комплексные занятия;

o самостоятельная игровая деятельность детей;

o самостоятельная продуктивная деятельность детей;

o экскурсии;

o встречи с интересными людьми;

o праздники.

Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую :

o элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;

o моделирование сказочных сюжетов;

o творческие задания;

o пластические игры и упражнения;

o элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

• Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Продемонстрирую особенности работы со сказкой на примере занятия "Путешествие в сказку" - конспект в приложении.

Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомые сказки, их героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ними создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

• Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.).

пиктографические изображения

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П. И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

• Проблемные ситуации

(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

• Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева).

• Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

• Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

• Творческие задания

могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

• Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

• Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

• Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

• Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

• Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

• Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

• Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

• Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков)

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

• Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

• Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

• Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

• Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

• Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

• Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

• Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

• Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

«Сказка про трёх поросят на новый лад».

Цели:

- формировать доброжелательное отношение к окружающим;

- расширять представления о дружбе, причинах возникновения конфликтных ситуаций и способах их разрешения;

- учить описывать сверстников, выделяя характерные для них признаки;

- упражнять в геометрическом конструировании.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?

Дети: - Да!

Воспитатель: - А вы знаете сказку про трех поросят?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Сегодня я хочу рассказать вам сказку про трех поросят на новый лад.

«Жили – были три поросенка, три неразлучных друга.

Воспитатель в ходе своего рассказ проигрывает это куклами – к сказке «Три поросенка».

Дружба была у них очень крепкая, об этом знали все в округе. Поросята все делали вместе - играли, пели песенки и веселились. А рядом жил серый волк, и он все думал, как же поссорить друзей. Но однажды поросята решили поиграть в игру «Дразнилки» и случилось вот что….

Они разругались, обиделись и поссорились друг с другом.

Давайте подумаем и ответим на вопросы:

- Как вы думаете, почему поссорились поросята?

- Можно ли дразнить друг друга?

- А почему?

Дети: Предположительные ответы детей.

Воспитатель: - А вы хотите узнать, что же произошло дальше в этой сказке?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Поросята обиделись друг на друга так, что мириться не захотели и, обиженные, разошлись в разные стороны. Посмотрите, какие у них стали мордочки.

Воспитатель показывает смайлики с обиженным, грустным и злым мордочками поросят.

Давайте внимательно посмотрим на поросят и определим, какое настроение у них стало.

Дети: - Рассматривают мордочки. По мимике определяют их настроение. В случае затруднений с ответами детей, воспитатель помогает им.

Воспитатель: - А давайте посмотрим, что делает волк.

А волк очень обрадовался, что друзья поросята обиделись друг на друга и разошлись обиженные в разные стороны.

Воспитатель: - Почему волк обрадовался?

Дети: - По одному их будет легче съесть.

Воспитатель: - А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями?

- Что можно сделать, чтобы ссор не было?

- Как вы мерились?

- Это хорошо когда ссорятся друзья?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Чтобы не было ссор, не надо дразниться!

- Как можно помочь поросятам?

Дети: - Надо их померить.

- Сказать друг другу добрые слова.

- Попросить друг у друга прощения

– Давайте вернемся в нашу сказку. Может поросята услышали наши советы и померяться.

Воспитатель разыгрывает сценку, где поросята мерятся и просят у друг друга прощения.

Воспитатель: - Наши поросята друзья. Мы с вами часто говорим слово ДРУГ. А кого можно считать другом?

Дети: - Предположительные ответы детей.

Воспитатель: - А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете друг друга. Давайте с вами поиграем в игру «Отгадай, кто мой друг».

Дети с воспитателем встают в круг и играют в игру.

Игра «Отгадай, кто мой друг».

Один ребенок описывает внешний вид своего друга, положительные качества его характера, а остальные дети отгадывают, про кого идет речь.

Воспитатель: - Мы с вами узнали, что друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.

Геометрическое конструирование

«Поросенок».

Воспитатель: - Ребята, про кого была эта сказка?

Дети: - Про поросят.

Воспитатель: - Правильно. А теперь я предлагаю вам сделать друзей нашим поросят. Для этого давайте пройдем на наши места. А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур на листе без клея.

Дети садятся на рабочие места. Воспитатель показывает мольберт с изображение поросенка.

Воспитатель: Посмотрите на моего поросенка. Из каких геометрических фигур он состоит?

Дети: - Тело поросенка – овал, голова, пятачок – круг, ушки – треугольники, ножки – прямоугольники.

Воспитатель: - Какие вы молодцы. Вы правильно определили все геом. фигуры.

Воспитатель: - А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур, но пока приклеивать его не будем. Это мы сделаем позже.

Дети выкладывают поросенка по образцу. Воспитатель контролирует работу детей, при затруднение помогает.

Воспитатель: - Молодцы. А теперь давайте приклеим его к бумаге и дорисуем ему мордочку и не достающую часть. И пусть настроение у него будет хорошим.

Дети: - Выполняют работу.

Воспитатель контролирует работу детей, при затруднение помогает.

Воспитатель: - Молодцы. Какие хорошие, веселые поросята у вас получились.

Ребята, что же узнали сегодня из нашего занятия? Как нужно вести себя с друзьями?

Дети: - Друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.

.

"Путешествие в сказку"

Цель: развитие умения находить надсистемные и подсистемные связи объекта, определять линию развития объекта, находить внешние ресурсы; упражнять в узнавании сказок по представленным элементам; развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление.

Материал: книги, конверты, запись голосов природы, магнитофон, 3 миски разного размера, 3 ложки, 3 стула, набор детских фотографий, половина альбомного листа на каждого ребенка, цветные карандаши, книжки-вкладыши для фотографий.

Декорации: деревья, лесной домик.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

В: Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказку. А скажите, откуда берутся сказки?

Д: Их придумывают, пишут писатели, сказочники, волшебники:

В: Правильно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Для этого нужно закрыть глаза и сказать :

"Тили - тили - тили - бом,

Открывайся сказки дом!"

(дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)

В: Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Слышите, поют лесные сказочные птицы?

Д: Да.

В: А какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?

Д: "Маша и медведь", "Три медведя", "Колобок", "Волк и семеро козлят" :

В: Молодцы! Много вы знаете сказок. Ну, а теперь пойдемте дальше. Ой, смотрите, проход закрыт, тропинка завалена большой кипой книг! Как же нам пройти дальше?

Д: Нужно книги сложить в стопочку.

В: Давайте.

(дети раскладывают книги в стопки и находят конверт)

В: Смотрите, дети, конверт! А что кладут в конверты?

Д: Письма, открытки:

В: А для чего нужны письма?

Д: Чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное:

В: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное! Давайте прочитаем.

(открывают конверт, читают письмо)

"Здравствуйте, маленькие путешественники! Раз вы нашли это письмо, значит столкнулись с первым препятствием, которое я для вас придумал. Я- Волшебник Путаница! Я всегда и везде все перепутываю! Хотите прогуляться по сказке - значит решайте все задачки! До скорой встречи! "

В: Дети, с нами решил поиграть Волшебник Путаница! Как он написал: " Я всегда все перепутываю:" Вот и сейчас здесь он что-то перепутал. Посмотрите внимательно!

Д: Книги! Их не бывает в лесу!

В: А где должны находиться книги?

Д: В библиотеке, в магазине, дома, на полке, в шкафу:

В: Молодцы! Думаю, с этим заданием Волшебника Путаницы мы справились. Ну что, пошли дальше? Ах, какой свежий воздух в лесу, как красиво поют птицы. А каких вы знаете птиц, которые живут в лесу?

Д: Дятел, соловей, кукушка:

В: Правильно, молодцы!

(воспитатель с детьми подходят к лесному домику, на домике снова конверт)

В: Дети, смотрите, лесной домик! А в каких сказках герои попадают в домики или избушки в лесу?

Д: "Три медведя", "Маша и медведь" :

В: Ой, смотрите, опять письмо от Волшебника Путаницы!

(читают письмо)

"Привет, помните сказку "Маша и медведь"? Я там тоже все перепутал. Послушайте и попробуйте помочь Маше: Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до дома, где живет медведь?"

Д: Сложить пирожки в руки, позвать кого-нибудь на помощь, завязать место разрыва узелком, положить пирожки в пакет:

В: Молодцы! Вы снова справились с заданием Волшебника. Ну, что, давайте, наконец, войдем в избушку! Ой, какой тут беспорядок. Опять Волшебник Путаница поработал. Давайте немножко приберемся!

( физминутка: дети прибираются в сказочном лесном домике)

В: Дети, смотрите! Три миски: большая, средняя, маленькая, три ложки, три стула. Из какой это сказки?

Д: "Три Медведя"!

В: Верно! Вот медведи обрадуются, что в их домике все чисто и красиво! Ой, сотрите, опять письмо!

(читают письмо)

"Ну, дети, молодцы! Все мои задачки решили, все расставили по своим местам! Вот вам последняя задачка. Я перепутал все ваши фотографии. На окошке возьмите книжки-вкладыши и расставьте свои фотографии в таком же порядке, в каком стоят миски на столе. А если чего-то не хватает, то дорисуйте! Счастливо!"

В: Вот какой затейник, это Волшебник Путаница! Ну что, решим его последнюю задачку?

Д: Да!

( дети расставляют в кармашки книжек-вкладышей свои фотографии в нужной очередности: ребенок маленький, "средний" (как сейчас, "большой" (в будущем). Фотографий будущего "взрослого" нет, поэтому дети рисуют сами, выбирая себе профессию)

В: Какие замечательные вы получились в будущем! Расскажите, какой профессией вы будете владеть! (ответы детей)

В: Молодцы! Вы очень хорошо поработали, решили все задачки Волшебника Путаницы! Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:

"Сказка, двери закрывай!

В детский сад нас отпускай!"

(дети произносят волшебные слова, перестает звучать запись голосов природы)

В: Ну что, дети, понравилось вам наше путешествие?

Д: Да!

В: Спасибо вам за проделанную работу. Молодцы! На этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Встреча со сказкой»Фотоотчёт «Встреча со сказкой» На прошлой неделе у нас в гостях побывал театр кукол «Петрушкина слобода» и показал ребятам сказку «Маша и медведь». Перед показом сказки.

Фотоотчёт о новогоднем празднике «Сказка за сказкой»Фотоотчёт о новогоднем празднике «Сказка за сказкой» Что за сказка впереди? Мы не знаем, поглядим Чудо, чудо появись… Сказка, новая, начнись! Я девочка- Дюймовочка Из сказки к вам пришла.

Конспект НОД «Путешествие за сказкой» Задачи: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества Цель: Продолжать знакомить детей с русским фольклором,увлечь народными.

Литературный досуг «Встреча со сказкой» Цель: Обобщить знание детей о русских народных сказках. Задачи по образовательным областям развития: - ОО "Речевое развитие": Развивать.

Лэпбук в студии анимации «Сказка за сказкой»Лэпбук в студии анимации «Сказка за сказкой» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу рассказать и показать лэпбук «Наша любимая анимация». Наш лэпбук (lapbook) - интерактивная тематическая.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Сценарий театральной постановки «Сказка за сказкой»Сценарий театральной постановки «Сказка за сказкой» Сценарий театральной постановки «Сказка за сказкой»(по мотивам русских народных сказок в обработке Емельяновой) Посвящается 70-летию Калининградской.

Театральная постановка «Сказка за сказкой»  (фотоотчёт)Театральная постановка «Сказка за сказкой»  (фотоотчёт) Театральная постановка "Сказка за сказкой" В нашем городе Пионерском Калининградской области ежегодно проходит детский театральный фестиваль.

Знакомство со сказкой «Три поросенка» (фотоотчет)Знакомство со сказкой «Три поросенка» (фотоотчет) Предлагая вашему вниманию "Путешествие в сказку. " Отправились мы в сказку на паровозе, спев песенку. "Чу - чу паровоз маленький, блестящий. Он.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика работы со сказкой
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 14:16
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы со сказкой» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Марикуц (УИ 159666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД