Анастасия Воронина
Методика работы с блоками Дьенеша
Методика работы с блоками Дьенеша.
Золтан Пал Дьенеш- венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.
Публикация «Методика работы с блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят с математическими представлениями, развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, логическое мышление, познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
В процессе игры с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (выкладывание по определенным правилам, перестроение, разбиение, кодировка, декодировка). Игры с блоками способствуют развитию речи, так как ребенок вынужден строить высказывания.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Оптимальный возраст для начала занятий – 2-3 года.
Сначала дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умением анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже – по трем и четырем свойствам.
После того как дети освоили классификацию блоков, можно познакомится со схемой – отрицание, там где признак блока перечеркнут. Это значит, что к свойству добавляется частица «не».
Игра с алгоритмами рассчитана для среднего возраста, но это условный возраст, так как все зависит от способностей ребенка и частоты занятий.
Цель игры: развивать умение последовательно изменять свойства, соблюдая определенные правила при решении практических задач.
Ход игры: «Построй дорожку» : перед детьми – таблица, предлагается построить дорожку для пешеходов или автомобилей в городе по правилам данным в таблице.
Далее можно приступить к более сложным логико-математическим операциям. Например, когда на карточке предложено найти фигуру по заданному признаку путем решения нескольких задач: найти фигуру, потом числовое выражение.
Всем желающим освоить игры с логическим блокам прилагаются различные методические пособия. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Желаю всем творческих успехов!