МААМ-картинки

Методика работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ

Сарибекян Виктория Араиковна
Методика работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Методика работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из важных направлений деятельности педагога выдвигает необходимость создания благоприятных условий развития целостной личности ребёнка, его творческого потенциала.

Публикация «Методика работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

В активной творческой деятельности происходит всестороннее развитие ребенка. Н. Г. Тагильцева отмечает, что музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе дошкольника. В процессе музыкальной деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, интересы, эмоции, развиваются способности. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Среди различных видов музыкального творчества пение обладает наибольшим потенциалом развития личности ребенка.

Так, Н. И. Кашина обусловливает занятие вокалом «музыкальным стержнем» и пение рассматривает не только как развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми.

О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А. Е. Варламов, основоположник русской вокальной школы, педагог и композитор. Он считал, что при соблюдении всех правил постановки детского голоса на занятиях, голос приобретает гибкость и силу, что взрослому даётся с трудом.

Однако на сегодняшний день обучение детей певческому искусству на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации не везде используется как средство целостного развития ребенка. В сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом.

О. П. Радынова указывает на необходимость констатации и учета «качественного своеобразия певческого звучания и певческих диапазонов детей 5–7 лет».

Дети в детских садах по-прежнему поют ту или иную песню все вместе, в одной тесситуре, в одном диапазоне, как будто не существует никаких природных различий в их голосах. В результате тональность, тесситура и диапазон песни оказываются подходящими, удобными для одних детей и неудобными, не соответствующими природе голоса, а значит, вредными для других.

Учет в вокальной работе разнообразия типов певческих голосов детей приводит к более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии. Ребенок в удобной для него тональности, соответствующей природе, типу его певческого голоса, поет значительно чище интонационно, гораздо свободнее и красивее, чем в неудобной.

Сложность ситуации заключается в том, что методика постановки певческого голоса - самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности, и ее реализация предполагает индивидуальный подход. Причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми в детском саду кроются так же и в некоторых неверных установках сложившейся практики музыкальных занятий.

В результате беспрерывной подготовки к бесконечным праздничным датам от музыкальных руководителей требуют разучивания с детьми нового песенного, театрального, танцевального репертуара, и это становится самоцелью. В этих условиях трудно найти время и силы для очень тонкого и кропотливого процесса формирования певческого голоса и развития музыкального слуха дошкольника.

К причинам отсутствия должного вокального развития детей можно отнести и недостаточный уровень вокально-музыкальной культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подаётся в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио, видеозаписи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам В. В. Емельянова, не постепенное формирование эталона певческого звука, а возникновение его в одночасье является, к сожалению, решающим мотивационным фактором в приобщении ребенка к вокальному искусству.

В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего.

Наиболее распространенным и предпочтительным в практике музыкальных занятий является концентрический метод формирования певческих навыков, разработанный М. И. Глинкой. Он позволяет укреплять средние звуки диапазона, а затем уже верхние и нижние. Полезны также рекомендации «Полной школы пения» А. В. Варламова, позволяющие воспитывать звонкие, серебристые, нежные детские голоса, формировать свободное, естественное голосообразование при средней силе звука, ровное от первой до последней ноты.

Интересна методика О. В. Далецкого, построенная на учете тембровых особенностей детского голоса, пропевании упражнений сверху вниз, вызывающем естественное, звонкое детское звучание голоса, индивидуальном подходе к каждому поющему в хоре.

Методы вокальной работы с детьми обоснованы Г. П. Стуловой. Это метод показа и подражания, метод мысленного пения, метод сравнительного анализа. Г. П. Стулова указывала на необходимость произвольного управления певческим процессом у детей и разработала систему способов управления звукообразованием в различных голосовых регистрах с использованием факторов тесситуры, динамики, вида атаки звука, способа звуковедения, типа гласной за счет артикуляции и эмоционального настроя с учетом художественного образа исполняемого произведения.

Методика Д. Е. Огороднова ориентирована, прежде всего, на работу над формированием нового механизма смешанного голосообразования и нового тембра голоса как основы развития его выразительности, гибкости. В основе его методики лежит схема-алгоритм.

Впервые в вокальной педагогике ему удалось привлечь к развитию певческого голоса зрение и движение кисти руки, то есть визуализировать вокальную речь. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребенка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, алгоритмизировать процесс выработки основных вокальных навыков. Работа по системе - алгоритму позволяет развивать певческий голос одновременно во всех его качествах на одном тоне - опора звука (дыхание, объёмность, полётность, тембр.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» разработана педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. В. Емельяновым.

Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного решения координационных и тренировочных задач. Основной тезис В. Емельянова: «… единственное, что может делать педагог в вокально-педагогическом взаимодействии— это организовать процессы самонаблюдения, самоанализа и самоимитации ребенка».

Метод В. В. Емельянова состоит из трех комплексов упражнений:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Интонационно-фонетические упражнения.

3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Эти упражнения положительно сказываются на исправлении несложных речевых искажений, в комплексе совершенствуют память, развивают дыхание, учат детей управлять мимикой лица. Основным принципом методики является использование пусковых воздействий на механизм саморегуляции голосообразования, имеющиеся у каждого человека, независимо от его вокальной одарённости.

Методика предусматривает выработку основных показателей академического певческого голосообразования и тренаж соответствующих мышц при помощи упражнений, способствующих расширению диапазона и освобождению скованной челюсти. Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель— формирование певческих навыков детей, развитие их музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решается она на фоне всего комплекса певческих навыков.

В результате обучения пению в ДОУ дети должны иметь хорошую артикуляцию, правильное дыхание, правильную осанку и уметь петь в унисон. Это довольно сложная и ответственная задача, стоящая перед педагогом, и основная проблема заключается в том, что наше общество стало не поющим.

Следовательно, систематическая работа по постановке певческого голоса и формированию певческих навыков является сложным, монотонным процессом.

Далее представим методику работы по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Целенаправленную работу по постановке певческого голоса ребенка нужно начинать с укрепления примарного диапазона – средней части общего диапазона, которая совпадает с речевой зоной и звучит наиболее естественно и красиво. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции, в крайнем случае – кварты. Затем голос развивается вниз и только потом – вверх. Занятия проводятся индивидуально, по подгруппам голосов и со всей группой.

На начальном этапе постановки голоса преимущество, естественно, отдается индивидуальным занятиям. При обучении пению детей в любом возрасте необходима реализация основного принципа – принципа единства их художественного и вокально-технического развития. На 7-м году жизни у детей происходит скачок в развитии певческого голоса, если в предыдущих возрастных группах проводилась целенаправленная работа по его формированию. Однако многие звенья певческого аппарата у ребенка в этом возрасте анатомически и функционально только начинают складываться, и потому задача охраны детского певческого голоса остается, как и в предыдущих дошкольных возрастах, главной. Прежней остается и основная цель обучения детей пению : дети должны петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа над положением корпуса и головы во время пения. Их правильное положение способствует организации певческого дыхания, «резонирующего воздушного столба», как отмечал В. П. Морозов, который является основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. У ребенка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги – почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.

Продолжается и усложняется работа над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение – это дыхание» – аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства.

В певческом дыхании можно выделить три основных звена: 1. Вдох; 2. Сохранение вдоха на протяжении всей фразы; 3. Выдох с резонированием звука с поддержкой снизу «воздушного столба» – столба дыхания.

Состояние и понятие «вдыхательной установки» значительно упрощает процесс организации сложнейшего певческого аппарата, делает его управляемым. Правильный вдох организует все, в том числе полость рта как часть верхних резонаторов. Здесь нужно проследить, чтобы у ребенка не были сжаты зубы, и была свободна нижняя челюсть. Ощущение вдоха необходимо сохранить на протяжении всей пропеваемой фразы, не потерять, не «уронить» вдох. Состояние радостного удивления помогает сохранить ощущение вдоха. Этот навык тоже формируется очень постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха, и мышц, поддерживающих «столб дыхания». «Столб дыхания» – непрерывно льющаяся озвученная струя воздуха.

В работе по постановке детского певческого голоса, по формированию у детей основных певческих навыков преобладающими должны быть опосредованные, образные формы управления певческим процессом. Используемые при этом мыслеобразы должны быть понятны и интересны детям.

Еще одно важное звено певческого процесса – артикуляция. Если у ребенка нет каких-либо дефектов произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной, чтобы не нарушать «вдыхательную установку» и не вносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция остается естественной и легкой.

Место певческой артикуляции совпадает с ее местом в речи, а четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов. Очень важно сформировать у детей перцептивный, слуховой эталон прекрасного пения. Для этого нужно на занятиях, посвященных пению, давать им слушать записи выдающихся певцов.

Перед тем, как педагог начнет работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией, идущей чаще всего сверху вниз, поскольку при этом легче сохраняется «высокая позиция» звучания.

Наряду с постоянными, которые поются на каждом занятии и служат материалом для последовательной работы над голосом, педагог может использовать специальные распевки, готовящие детей к вокальной и интонационной работе над конкретной песней.

Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. Метлов Н. А. использовал разнообразные приемы развития музыкального и особенно звуковысотного слуха.

Основными приемами обучения пению является: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.

Показ с пояснения. Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни, их может заинтересовать в этот момент любой окружающий их предмет, например какая-либо деталь в костюме педагога. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

Игровые приемы (использование игрушек, картин, образных упражнений, делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой группе.

Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

И в заключение данного параграфа, следует отметить, что работа музыкального руководителя по развитию певческих навыков дошкольников в современных условиях осуществляется по системе из трех основных направлений (рис. 3).

Систему работы музыкального руководителя по развитию певческих навыков у дошкольников представим на рис. 3.

Рисунок 3. Система работы музыкального руководителя по развитию певческих навыков у дошкольников

Таким образом, можно сказать, что проблема обучения детей пению будет всегда находиться в центре внимания педагогов-практиков, поскольку в процессе занятий по данному виду искусства не только активно развивается детский голос, но и решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребёнка и его общего развития.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Фотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста В детском саду игровой и продуктивной деятельности уделяется большая часть времени. Продуктивная деятельность учит детей самостоятельности,.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 3 июля 2022 в 19:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Сарибекян Виктория Араиковна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД