Папки-передвижки

Методика работы по развитию чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста в процессе деятельности дизайна

Ксения Ревякина
Методика работы по развитию чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста в процессе деятельности дизайна
▼ Скачать + Заказать документы

На основе теоретического изучения и анализа литературы, в частности исследований Венгера Л. А., Игнатьева Е. И., Комаровой Т. С., Пантелеевой Л. В., Сакулиной Н. П., Флериной Е. А. и других ученых, было выявлено положительное влияние развития цветовосприятия у детей на формирование и развитие чувства цвета, художественных способностей, нравственно-эстетических качеств личности ребенка.

Публикация «Методика работы по развитию чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста в процессе деятельности дизайна» размещена в разделах

Исследователями было установлено, что работа по развитию чувства цвета не должна ограничиваться только занятиями по изобразительной деятельности в детском саду, также в эту работу также должны быть включены беседы с детьми, рассматривание картин художников-живописцев, наблюдения за окружающей природой, дидактические игры и упражнения на развитие чувства цвета и др.

Изучив теоретические вопросы по проблеме развития цвета как деятельности дизайна детей пятого года жизни, можно приступить к планированию практической работы по данной теме.

Для экспериментально-исследовательской работы были взяты дети двух групп одного возраста. Поэтому они сразу были определены как экспериментальная и контрольная.

Первоначально была проведена диагностика уровня развития чувства цвета у дошкольников. С этой целью была использована модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета. Исследование проводилось индивидуально с детьми среднего дошкольного возраста. Оно состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов). Интервал между сериями один день.

По итогам проведенной диагностики были выделены три уровня развития чувства цвета (высокий, средний и низкий) и определено распределение по этим уровням. Результаты представлены в таблице.

Уровень развития чувства цвета

Экспериментальная группа Контрольная группа

Высокий 8 (32%) 9 (36%)

Средний 10 (40%) 8 (32%)

Низкий 7 (28%) 8 (32%)

Результаты диагностики показали, что примерно одинаковое количество детей каждого уровня развития чувства цвета находится и в экспериментальной, и в контрольных группах. Далее работа будет продолжаться с экспериментальной группой.

Так как анализ результатов проведенной диагностики выявил в основном низкий и средний уровень развития чувства цвета у детей пятого года жизни. Поэтому возникает необходимость разработки различных форм деятельности с детьми на развитие чувства цвета как основы деятельности дизайна средних дошкольников.

Работа с детьми проводилась по трем направлениям:

4. Закрепление знания об основных цветах (красный, синий, желтый, получение новых цветов путем смешивания основных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый).

5. Знакомство с теплыми и холодными цветами и их оттенками.

6. Знакомство со свойствами белой краски: смягчать и осветлять, черной краски: затемнять и заглушать.

С детьми экспериментальной группы проводились различные формы работы с детьми : непосредственно-образовательная деятельность, игровая деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание пейзажной живописи и книжной графики, просмотр мультимедийных презентаций, праздники и досуги, экскурсии и прогулки в природу.

Специфика непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству открывает широкие возможности для познания прекрасного, развития у детей эмоционально- эстетического отношения к действительности, а детский дизайн, в свою очередь, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И один из главных компонентов красоты мира и искусства – цвет. В процессе непосредственно-образовательной деятельности дети работают с разнообразным материалом, в разнообразных техниках. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В процессе игры дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Образные характеристики цвета и сочетания цвета содержатся в поэтических произведениях. Они способствуют эмоционально-эстетическому восприятию цветового мира, развитию образных представлений, воображения.

Огромное значение в работе отводится формированию у детей умения рассматривать произведения живописи, графики, видеть и узнавать изображённые образы, определять средства выразительности, с помощью которых художник не только создал образ, но и передал эмоциональное отношение к нему. Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно-прикладное искусство.

Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует сам по себе, он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействует друг на друга. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на окраску деревьев, кустарников, листьев, цветов, неба, сравнивать сочетание зелёного луга, синих васильков, лиловых колокольчиков, белых ромашек и т. д.

Особое место в работе по эмоционально-творческому развитию занимает самостоятельная изобразительная деятельность, в процессе которой ребёнок самостоятельно выбирает для себя вид занятий и изменяет его в случае необходимости. Большое значение имеет создание в группе развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей.

Каждое занятие было организовано так, чтобы дети чувствовали себя не учениками на уроке по рисованию, а волшебниками и художниками в стране цветов и красок.

Итак, после проведенной работы, мы перешли к контрольному срезу, чтобы выяснить, повлияли ли занятия на уровень развития цвета как деятельности дизайна у средних дошкольников. Была взята та же методика, которую использовали при проведении первоначальной диагностики.

Сопоставление результатов, проведенных в экспериментальной и контрольной группах до и по окончании работы, демонстрирует об эффективности использования проекта.

Уровни развития способностей Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Контрольная группа Эксперимента льная группа Контрольная группа Эксперимента льная группа

Высокий 9 (36%) 8 (32%) 10 (40%) 11 (44%)

Средний 8 (32%) 10 (40%) 10 (40%) 12 (48%)

Низкий 8 (32%) 7 (28%) 5 (20%) 2 (8%)

По результатам диагностики можно предположить, что дети, занимавшиеся в экспериментальной группе, значительно улучшили показатели сформированности развития цвета. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.

Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Таким образом, проведенное исследование говорит об эффективности разработанного проекта.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игрРазвивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Дидактическая игра для детей 3–6 лет по развитию чувства цвета «Цветные клоуны»Дидактическая игра для детей 3–6 лет по развитию чувства цвета «Цветные клоуны» Актуальность игры диктуется выбранным образом клоуна – весельчака и балагура, который иногда бывает грустным, но все равно пробуждает.

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста 1)«Угадай картину» Цель: обучение детей умению находить по словесному описанию картину. Материал: репродукция картины. Описание игры: 1.

Лэпбук по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Страна цвета»Лэпбук по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Страна цвета» Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста художественных способностей посредством дидактических игр. Задачи: • Развивать умение.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по развитию чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста в процессе деятельности дизайна
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 12:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы по развитию чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста в процессе деятельности дизайна» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Ревякина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД