Папки-передвижки

Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Олеся Полушкина
Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста включает комплексные упражнения на формирование речевого этикета.

Рассмотрим серию заданий на формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Занятие 1. Волшебные слова

Публикация «Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель. Занятие учит детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей.

Разыгрываются две сценки:

1. Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: Здравствуй.

2. К девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Таня».

- Какое приветствие вам больше понравилось? Улучшает настроение?

Оказывается, наши имена - тоже настоящие волшебные слова. А почему? (Обращаются именно к тебе, тебя помнят.)

Игра. Все встают в круг. В центр круга просят выйти ребенка (застенчивого, с заниженной самооценкой).

Давайте все поздороваемся с ним, улыбнемся ему, назовем его по имени.

Что ты чувствуешь сейчас?

Но здороваются не только люди. А как же здороваются животные?

Педагог разбивает детей на пары, дает маски - шапочки животных. Дети изображают перед всеми, как здороваются животные. Обращается внимание на интонацию, мимику, жесты.

При приветствии можно сказать не только здравствуйте и назвать человека по имени. Вы шли в детский сад утром и увидели тетю Машу, которая вам расчистила дорожку от снега.

Разыгрывается сценка Тетя Маша (кто-то из детей по желанию имитирует чистку снега).

Что можно сказать? (Подвести детей к варианту приветствия Здравствуйте, тетя Маша! Как хорошо Вы расчистили дорожку. Спасибо Вам)

Что чувствует тетя Маша?

Но ведь вы и друг с другом можете поздороваться так же. Давайте попробуем.

Все встают в круг. По очереди каждый встает в центр, и дети говорят друг другу приветствия типа: Здравствуй, Вова! Как аккуратно ты сегодня причесан. Необходимо найти у каждого ребенка что-нибудь хорошее.

Речевая ситуация. Беседа.

Педагог предлагает отправиться в страну Вежливых слов, но сначала их нужно вспомнить. (Ответы детей.)

Ребята, какие слова говорят друг другу, когда встречаются? (Ответы детей.)

Педагог:

Слово Здравствуйте - означает пожелание здоровья (здравия). Это слово - приветствие.

Оживление вызывает приход старухи Шапокляк. Она не прочь немного повредничать, но и поиграть с детьми ей тоже хочется. Дети подходят к Шапокляк со словами: Здравствуй, здравствуй, Шапокляк! Здравствуйте, детишки! Где вы бывали, что вы видали? - спрашивает она лукаво. Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем, - отвечают дети и начинают пожимать друг другу руки. Игрушки друг у друга отнимали! - догадывается Шапокляк, но слышит в ответ дружное нет. Неужели здоровались?Правильно! - Дети радуются и разбегаются. Старуха Шапокляк старается поймать их.

Шапокляк: Ребятки, помогите мне научится быть вежливой.

Дети предлагают ей вспомнить вежливые, добрые слова.

Шапокляк: Чего надо? (Дети хором отвечают: Нет)

Ну!

Здрасьте! (Как вы думаете, кому могут принадлежать эти приветствия)

Привет!

Здравие желаю!

Доброе утро! (День, вечер)

Как поживаете, голубчик?

Приветствую Вас, уважаемый!

Дети тут же отвечают. Шапокляк благодарит и уходит.

Инсценирование русского народного приветствия.

Педагог предлагает детям заранее приготовленные детали русских народных костюмов (сарафаны, платки, рубахи - косоворотки, колпаки, кушаки, ленты и т. д.) Под Барыню ведущие зовут детей в хоровод, делают произвольные танцевальные движения, дети повторяют.

Педагог:

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Мы в костюмы нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть -

Себя людям показать!

Педагог: В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете и т. д. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину. (Дети говорят приветственные слова с поклоном).

Игра на имитацию заданных движений

1. Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка).

2. Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая).

3. Пройти, как девица с коромыслом (положив руки на воображаемое коромысло, идти медленно, стараясь не расплескать воду).

4. Пройти, как добрый молодец с красной девицей идут подругу по деревни (в руках у мальчика воображаемая гармонь или балалайка).

Занятие 2. Поведение в общественном транспорте.

Цель: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.

Игровые ситуации.

Давайте поиграем в трамвай. Все садятся на места и готовят абонементы. Пусть те, кто сидят далеко от компостера, передадут свои абонементы. Поговорите между собой. А теперь в трамвай входит Таня - бабушка. Как вы поступите? Кто должен встать первым? (Тот, кто сидит ближе к бабушке.) Что он при этом скажет? Что ответит бабушка? А на следующей остановке войдет Вера с ребенком (куклой) на руках. Что будет дальше?.

Занятие 3. Вежливый разговор по телефону.

Цель: сформировать навыки вежливого разговора по телефону: в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

Анализ результатов проведения занятий по речевому этикету показал наличие проблем с построением фраз и восприятия речевых норм. Следовательно, на первом этапе проделанная работа обеспечивает :

• существенные изменения в развитие ребенка;

• обогащается эмоциональная сфера,

• расширяются интересы к речевому этикету,

• развивается процесс восприятия разнообразных этических норм поведения, осуществляется первоначальное обучение речевому этикету.

Расширяются знания об окружающем мире, и обеспечивается овладение видами и формами речевого этикета.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Моя мечта» Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь. Беседа «Зачем нужны.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2020 в 22:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Полушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД