Олеся Полушкина
Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста включает комплексные упражнения на формирование речевого этикета.
Рассмотрим серию заданий на формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Занятие 1. Волшебные слова
Публикация «Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель. Занятие учит детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей.
Разыгрываются две сценки:
1. Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: Здравствуй.
2. К девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Таня».
- Какое приветствие вам больше понравилось? Улучшает настроение?
Оказывается, наши имена - тоже настоящие волшебные слова. А почему? (Обращаются именно к тебе, тебя помнят.)
Игра. Все встают в круг. В центр круга просят выйти ребенка (застенчивого, с заниженной самооценкой).
Давайте все поздороваемся с ним, улыбнемся ему, назовем его по имени.
Что ты чувствуешь сейчас?
Но здороваются не только люди. А как же здороваются животные?
Педагог разбивает детей на пары, дает маски - шапочки животных. Дети изображают перед всеми, как здороваются животные. Обращается внимание на интонацию, мимику, жесты.
При приветствии можно сказать не только здравствуйте и назвать человека по имени. Вы шли в детский сад утром и увидели тетю Машу, которая вам расчистила дорожку от снега.
Разыгрывается сценка Тетя Маша (кто-то из детей по желанию имитирует чистку снега).
Что можно сказать? (Подвести детей к варианту приветствия Здравствуйте, тетя Маша! Как хорошо Вы расчистили дорожку. Спасибо Вам)
Что чувствует тетя Маша?
Но ведь вы и друг с другом можете поздороваться так же. Давайте попробуем.
Все встают в круг. По очереди каждый встает в центр, и дети говорят друг другу приветствия типа: Здравствуй, Вова! Как аккуратно ты сегодня причесан. Необходимо найти у каждого ребенка что-нибудь хорошее.
Речевая ситуация. Беседа.
Педагог предлагает отправиться в страну Вежливых слов, но сначала их нужно вспомнить. (Ответы детей.)
Ребята, какие слова говорят друг другу, когда встречаются? (Ответы детей.)
Педагог:
Слово Здравствуйте - означает пожелание здоровья (здравия). Это слово - приветствие.
Оживление вызывает приход старухи Шапокляк. Она не прочь немного повредничать, но и поиграть с детьми ей тоже хочется. Дети подходят к Шапокляк со словами: Здравствуй, здравствуй, Шапокляк! Здравствуйте, детишки! Где вы бывали, что вы видали? - спрашивает она лукаво. Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем, - отвечают дети и начинают пожимать друг другу руки. Игрушки друг у друга отнимали! - догадывается Шапокляк, но слышит в ответ дружное нет. Неужели здоровались?Правильно! - Дети радуются и разбегаются. Старуха Шапокляк старается поймать их.
Шапокляк: Ребятки, помогите мне научится быть вежливой.
Дети предлагают ей вспомнить вежливые, добрые слова.
Шапокляк: Чего надо? (Дети хором отвечают: Нет)
Ну!
Здрасьте! (Как вы думаете, кому могут принадлежать эти приветствия)
Привет!
Здравие желаю!
Доброе утро! (День, вечер)
Как поживаете, голубчик?
Приветствую Вас, уважаемый!
Дети тут же отвечают. Шапокляк благодарит и уходит.
Инсценирование русского народного приветствия.
Педагог предлагает детям заранее приготовленные детали русских народных костюмов (сарафаны, платки, рубахи - косоворотки, колпаки, кушаки, ленты и т. д.) Под Барыню ведущие зовут детей в хоровод, делают произвольные танцевальные движения, дети повторяют.
Педагог:
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Добро пожаловать в русскую старину!
Мы в костюмы нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть -
Себя людям показать!
Педагог: В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете и т. д. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину. (Дети говорят приветственные слова с поклоном).
Игра на имитацию заданных движений
1. Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка).
2. Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая).
3. Пройти, как девица с коромыслом (положив руки на воображаемое коромысло, идти медленно, стараясь не расплескать воду).
4. Пройти, как добрый молодец с красной девицей идут подругу по деревни (в руках у мальчика воображаемая гармонь или балалайка).
Занятие 2. Поведение в общественном транспорте.
Цель: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.
Игровые ситуации.
Давайте поиграем в трамвай. Все садятся на места и готовят абонементы. Пусть те, кто сидят далеко от компостера, передадут свои абонементы. Поговорите между собой. А теперь в трамвай входит Таня - бабушка. Как вы поступите? Кто должен встать первым? (Тот, кто сидит ближе к бабушке.) Что он при этом скажет? Что ответит бабушка? А на следующей остановке войдет Вера с ребенком (куклой) на руках. Что будет дальше?.
Занятие 3. Вежливый разговор по телефону.
Цель: сформировать навыки вежливого разговора по телефону: в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.
Анализ результатов проведения занятий по речевому этикету показал наличие проблем с построением фраз и восприятия речевых норм. Следовательно, на первом этапе проделанная работа обеспечивает :
• существенные изменения в развитие ребенка;
• обогащается эмоциональная сфера,
• расширяются интересы к речевому этикету,
• развивается процесс восприятия разнообразных этических норм поведения, осуществляется первоначальное обучение речевому этикету.
Расширяются знания об окружающем мире, и обеспечивается овладение видами и формами речевого этикета.