Татьяна Челомбитко
Методика проведения занятий — игр с природным материалом в старшей дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Беседуя с детьми в ходе игры с природными материалами, педагог должен побуждать их к наблюдениям, развивать образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах дети могут увидеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Например, педагог может предложить детям рассмотреть внимательно на прогулке крылатки клена и задать детям вопрос, с чем они ассоциируются у них. Дети могут предположить, что у кузнечиков крылышки напоминают такую форму, и цвет тоже совпадает. После обсуждения педагог может предложить группе сделать поделку в виде кузнечика. Итак, педагог делает кузнечика, дети наблюдают и помогают. В частности, для того, чтобы сделать кузнечику голову, подойдет опавшая подсохшая вишенка, брюшко можно сделать из березовой сережки.
Публикация «Методика проведения занятий — игр с природным материалом в старшей дошкольной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из природного материала
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В процессе игры педагог должен осуществлять помощь детям, поощрять тех, кто оказывает помощь ровесникам. После игры целесообразно провести беседу с подведением итогов. Так, например, в ходе прогулки педагог обратил внимание детей на муравейник, рассказал о пользе муравьев и о том, как происходит жизнь внутри муравейника. Важно не торопить детей, дать им возможность рассмотреть муравейник и муравьев, обратить внимание на их трудолюбие, на то, как они ловко и проворно бегают. В ходе последующего обсуждения педагог может спросить у детей, каких еще насекомых они знают, попросить их описать форму тела, ноги и образ жизни насекомых, можно придумать сказку.
На следующей прогулке педагог может предложить детям внимательно изготовить поделку в виде стрекозы, дети уже сами предлагают использовать крылатки липы для того, чтобы сделать крылья, а для головы – опавшие подсохшие вишенки, для брюшка подойдет засушенный колосок пырея. В ходе таких игровых занятий с природным материалом дети развивают смекалку, сообразительность, расширяют свои представления об окружающем мире, углубляют знания, обогащают словарный запас.
Кроме того, педагогу следует обучать детей создавать одни и те же поделки из различного природного материала, обращать внимание детей на то, что, например, материалы должны совпадать по цветовой гамме и фактуре, так как это формирует и развивает художественный вкус детей.
Экскурсии в природу будут предшествовать игровым занятиям с природным материалом, в частности изготовлению игрушек и в подготовительной к школе группе. Каждая экскурсия является встречей с природой, и задача педагога состоит в обучении дошкольников видеть красоту природы, любить ее и воспитывать желание ее беречь.
Дети старшей дошкольной группы, как правило, хорошо ориентируются в парке или лесу, в котором проводятся экскурсии, так как уже не раз там бывали. Педагог продолжает обучать детей отмечать сезонные изменения, наблюдать за переменой времен года и изменениями в природе. Дети в этом возрасте уже многое могут делать самостоятельно. В ходе прогулок педагог предлагает детям изготовить поделки из собранного материала. Педагог вначале спрашивает у детей, какой материал можно собирать. После организовывает игру «Природная сокровищница». Педагог вместе с детьми определяет место, где будет расположен сортировочная база (пещера чудес, после ребята выбирают «лесника», ответственность которого следить за порядком на территории, «лесовика», который будет проверять качество собранного материала, и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, о ее охране в нашей стране. В конце игры педагог предлагает детям изготовить поделки из собранного материала.
В беседе с детьми педагог может уточнить их впечатления об увиденном на экскурсии, что закрепит приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала.
В ходе игры внимание ребенка направляют на внешние характерные особенности создаваемой поделки (цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана поделка и из какого она еще может быть изготовлена природного материала.
При рассматривании образца используют вопросы типа: «Из каких элементов состоит поделка? Из какого материала она изготовлена? Какой еще материал можно использовать для изготовления данной игрушки? Из какого другого материала можно смастерить отдельные детали поделки?»
Правильный и разносторонний анализ структуры готовой поделки является важным звеном в работе.
Затем ребенка учат анализировать игровой процесс. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности изготавливают части и детали поделки (что за чем); из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Педагог демонстрирует перед детьми весь процесс работы над поделкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяснением. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети.
В ходе игровых занятий с природным материалом детям предлагается попробовать комбинировать различные природные материалы. Например, чтобы сделать поделку в виде забавной птички, необходимо скомбинировать такие материалы как шишка, желуди, перья. Так, для туловища подойдет шишка, для головы - небольшой желудь подходящей формы, шея получится из веточки, а лапки — из мелких веточек, хвостом можно изготовить из яркого пушистого пера.
В ходе игровых занятий с природным материалом, педагогу следует помнить, что оценивать детские работы нужно аккуратно и осторожно, лучше коллективно, так как оценка представляет собой средство воспитания и обучения. Поэтому объективная похвала при оценке работы имеет особенное значение для каждого воспитанника.