Получи документы

Методика проведения индивидуальной работы с детьми с ОНР

Марина Ивановна Жидкова
Методика проведения индивидуальной работы с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Методика проведения индивидуальной работы с детьми с ОНР

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На индивидуальных занятиях проводится :

Публикация «Методика проведения индивидуальной работы с детьми с ОНР» размещена в разделах

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).

4. Коррекция звукопроизношения разными способами.

5. Автоматизация звуков в речи.

6. Дифференциация звуков в речи.

7. Обогащение словарного запаса.

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

С детьми ежедневно проводится дыхательная гимнастика при выполнении утренней гимнастики и упражнения для развития речевого дыхания в течение дня.

Упражнения для речевого дыхания

1.«Солнышко и лучики» - дуют на лучики.

2. Балерины е театре

3. Буря в стакане. (Берём два пластмассовых прозрачных стаканчика, в один наливаем много воды, почти до краёв, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребёнку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребёнка играть так, чтобы не пролить воду.

4. Вертушка

5. Загони мяч в ворота

6. Подуй на листики

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужно сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, постановка звуков происходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребёнку невозможно поставить шипящие звуки и звук р, это происходит из-за укороченной подъязычной уздечки. Тогда таких детей направляют к ортодонту.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Птенчики» (ритмичное открывание и закрывание рта)

«Лопата» (распластывание языка на нижней губе)

«Маятник»- (движение языком из стороны в сторону с касанием уголков разведённых губ)

«Пузырь», «Шарики», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики» и многие другие.

Каждое упражнение выполняется по три-пять раз. После каждого повтора детям даётся возможность отдохнуть, проглотить слюну, напомнить о том, что мягкие ладошки должны лежать на коленях.

«У бабушки с дедушкой»

Жили – были дедушка и бабушка

К ним толстые внуки приехали в гости (надувают щеки)

С ними худые, лишь кожа да кости (втягивают щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд)

Утром проснулись в улыбочку губы (снова широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком по нижним зубам)

Губы сожмём и рот прополощем (поочерёдное надувание щек, губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек, с последующим выпуском воздуха через губы)

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе)

Дуем на блинчик - не в щеки, а мимо (подуть на широкий язык)

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуем язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)

Блинчик с вареньем малиновым, вкусным (облизываем губы широким языком)

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

На нос подули – мы чай остудили (подуть с чашечки вверх)

Чаю попили, никто не обижен (чашечка движется вперёд-назад)

Вкусный был завтрак – мы губы оближем (кончиком языка облизываем губы по кругу)

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребёнком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребёнка. Тем лучше развивается его речь.

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики.

1. Шнуровки

2. Бусы

3. Прищепки.

В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами. Например: «Наша мамочка устала – всю одежду постирала. Милой маме помогу, все прищепки соберу». Пока произношу слова, ребёнок старается нацепить прищепки на край коробки. Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно «Кусается сильно котёнок глупыш, он думает это не палец – а мышь». Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – скажу тебе кыш).

- «Кто, что ест?»

4. Массажный мяч.

«Я мячом круги катаю, взад – вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, и сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну»

5. Пальчиковая гимнастика.

Где обедал воробей? (машут перекрещёнными ладонями)

В зоопарке у зверей. (ладошками изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва за решёткою у льва (на каждое название животного заги

бают по одному пальцу, сначала

на одной руке, потом на другой)

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил (опять изображают раскрывающуюся пасть)

Чуть меня не проглотил.

С. Маршак

6. Трафареты

Развитие фонематического слуха

Умение сосредоточиться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребёнок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха – научить ребёнка слушать и слышать.

Упражнение: «Сел петух на забор»

Произносить ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок, услышав заданный звук (С), хлопает в ладоши (ребёнок не видит артикуляцию, а только слышит)

Работа по коррекции звукопроизношения

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения должна начинаться с исправления менее сложных звуков, одновременно продолжать работу по подготовке органов артикуляции к постановке более трудных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребё нка есть отклонения в развитии некоторых психических функций: внимания. Слухового восприятия и памяти. самоконтроля, а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности. Всё это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребёнка перечисленные недостатки развития.

Выделяют несколько способов постановки звука:

1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.) С механической помощью артикуляционным органам придаётся определённое положение.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребёнку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать её внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звуков.

Работа по автоматизации звуков в речи

Автоматизации поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребёнок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений.

К автоматизации правильного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится ещё недостаточно отчётливо, так как это приведёт лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

«Волшебной палочки», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

«Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальцев (лепестки открываются и закрываются)

Работа по дифференциации звуков в речи.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Работа проводится по следующему плану :

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное. Слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

4. Определение места звука в слове

5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

Упражнения:

1.«Звуковые дорожки» - ребёнок водит пальчиком по дорожке, чётко произнося звуки. Звук Р- тигр, звук П – пароход, звук С – насос.

2.«Собери бусы». Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук – Р.

3. «Выбери домик». В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребёнок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости того или иного звука.

4.«Редактор» Инструкция: когда ты будешь называть нарисованные предметы, зачёркивай те, название которых начинается на звук С (Ш).

5. Дидактическое пособие «Звуковые часы»

Игры: «Найди пару», «Подружки картинки», «Назови первый звук», «Назови гласный звук», «Назови последний звук»

Работа по обогащению словарного запаса

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например, «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.

Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:

1. Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности. Формирование понятий.

2. Раскрытие многозначности слова.

3. Расширение запаса синонимов и антонимов;

4. Формирование правильного употребление слова в связной речи.

1. Упражнение: «Сравни и расскажи»

Снег мягкий, а лёд (твёрдый)

Снег пушистый, а лёд (гладкий)

Снег белый, а лёд (прозрачный)

Снег тает быстрее, а лёд (медленнее)

2. Игра: «Какой лес?»

Лес из осин – осиновый лес – осинник

Лес из ольхи – ольховый лес – ольшанник

Лес из берёз – берёзовый лес – березняк

Лес из дубов – дубовая роща – дубрава

Лес из сосен – сосновый бор - сосняк

3. Рассмотри рисунок и запомни.

4. Назови предметы, закрой их и назови снова.

5. Найди матрёшку среди остальных.

6. Назови предметы, вспомни и дорисуй значки.

7. Что изменилось на рисунке?

8. Подбери предмет по описанию.

9. Ребусы.

10. Назови одним словом.

11. Составь предложение.

12. Мнемотаблицы.

13. Найди отличия.

14. Следствие и причина.

14. Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию»

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщалось, «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дети узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

15.«Часть-целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и называли его. Например: ствол, ветки, листья – дерево. Спинка, ножки, сиденье – стул. Крылья, клюв, хвост – птица.

16. Игра : «Кузовок»

Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывают на корзину, кладите в него всё, что на ок»

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьмиДидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьми Во второй половине дня, когда НОД уже закончилось, дети много времени проводят за игрой. Но в тоже время это прекрасная возможность позаниматься.

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

НОД «А внутри цветов душистых подрастают семена!» Методика проведения с детьми сбора семян цветущих растенийНОД «А внутри цветов душистых подрастают семена!» Методика проведения с детьми сбора семян цветущих растений Вот и заканчивается лето. Наступает самая благодатная пора – природа приготовила дары - всевозможные плоды, созревших овощей и фруктов.

НОД «Есть в травах и цветах целительная сила». Методика проведения наблюдений с детьми за лекарственными растениямиНОД «Есть в травах и цветах целительная сила». Методика проведения наблюдений с детьми за лекарственными растениями Целевые прогулки летом и наблюдения во время них позволяют углубить знания и представления детей уже о знакомых лекарственных растениях,.

НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт)НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт) В течение лета стараемся периодически организовывать целевые прогулки к цветнику и на луг. Детям такие прогулки доставляют большую радость,.

Перспективный план индивидуальной работы с детьми младшей группы План индивидуальной работы с детьми младшей группы на сентябрь месяц Область Познавательное развитие Содержание Дидактическая игра «На.

Перспективный план индивидуальной работы с детьми младшей группы План индивидуальной работы с детьми младшей группы на февраль месяц. Область Познавательное развитие Содержание Д/ игра «Определи, сколько.

Клавесы: методика работы с детьмиКлавесы: методика работы с детьми Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи.

Сенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗСенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Развитие сенсомоторных качеств очень важно для ребенка. Особенно важно для детей с ОВЗ, когда некое ограничение не является единственным.

Занятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работыЗанятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работы Детство – начальный этап становления человеческой личности. Педагогический процесс занятиями творческой деятельности строится на основе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика проведения индивидуальной работы с детьми с ОНР
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 13:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика проведения индивидуальной работы с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ивановна Жидкова (УИ 2231904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД