Трощенко Ирина
Методика «Повторение фразы»
▼ Скачать + Заказать документы
Обследующий произносит фразу, которую должен повторить обследуемый ребенок. Если ребенок совершает ошибку, опыт повторяется с другой фразой той же длины и сложности. Данное задание входит в методику обследования интеллекта Бине-Симона, но в 1925 году оно было расширенно и адаптировано для русской А. П. Нечаевым. Задание может использоваться для диагностики недоразвития грамматического строя.
Для повторения представляются следующие фразы (длина предложения дается в слогах) :
1. Дети, ложитесь спать! Дети пошли гулять. (6 слогов)
Публикация «Методика „Повторение фразы“» размещена в разделах
2. Часы висят на стене. Чашка стоит на столе. (7 слогов)
3. Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы. (8 слогов)
4. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно. (9 слогов)
5. Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает. (10 слогов)
6. Летом солнышко греет очень сильно. Книга и карандаш лежат на столе. (11 слогов)
Успешность выполнения этого задания оценивается в том, на сколько длинной была фразы, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из всех полученных результат) : высокий результат – 10-11 слогов, средний результат – 9-8 слогов, низкий результат – 6-7 слогов.
Следующая методика так же направлена на диагностику грамматической стороны речи (использование морфологических элементов и служебных слов для построения грамматически правильных фраз).
2. Данная методика описана в книге Э. С. Бейн, М. К. Бурлаковой, Т. Г. Визель (1982, приводится модифицированная версия заданий этой методики, которые разделены по частям речи.
Перед проведением исследования ребенку дается инструкция: «Выслушай предложение, которое я тебе прочитаю, и ответь: правильно оно построено или нет? Так говорят или допущена ошибка?». В первой части задания ребенок должен только указать на ошибку, а во второй части задания ему требуется исправить неверную грамматическую конструкцию. За каждый неверный ответ испытуемый получает 1 штрафной балл. Соответственно, результат ребенка будет показывать количество сделанных им ошибок.
I. Падежные окончания существительных.
1. «Правильно ли я сказал?»
Девочка ест каша. – Девочка ест кашу.
Мальчик читает книгу. – Мальчик читает книга. – Он читает книгой.
Мужчина пьет чая. – Мужчина пьет чай. – Он пьет чаем.
Мама довольна сыном. – Мама довольна сыну. – Она довольна сына.
Кошка сидит на стула. – Кошка сидит на стулом. – Она сидит на стуле.
Женщина идет в магазин. – Женщина идет в магазином.
Мышка залезла в шкафом. – Мышка залезла в шкаф.
Собака вышла из будки. – Собака вышла в будку.
Учитель ставит отметку ученик. – Учитель ставит отметку ученику.
Дети подходят к школу. – Дети подходят к школе.
Мама шьет дочери нарядным платьем. – Мама шьет дочери нарядное платье.
Отец читает книгу детям. – Отец читает книгу дети.
В лесу выросли грибами. – В лесу выросли грибы.
2. «Исправь ошибки».
Собака сидит около будка.
Лошадь скачет по дорогу.
Машина стоит перед дома.
Я часто вспоминаю о домом.
Он пишет шариковой ручку.
II. Личные окончания глаголов.
1. «Правильно ли я сказал?»
Я ешь суп. – Ты едим суп. – Я ем суп. – Мы ешь суп. – Мы едим суп. – Мы едят суп. – Они есть суп. – Они едят суп.
Мы читаешь книгу. – Мы читаем книгу. – Они читают книгу. – Ты читаешь книгу. – Они читает книгу.
2. «Исправь ошибки».
Он летишь на самолете.
Мы пишет письмо.
Мама кормишь ребенка.
Мальчик идут в школу.
Дети смотрю кино.
Люди идем по улице.
Часы идет точно.
Собака громко лаем.
Кошка ловлю мышку.
Девочка пою песню.
III. Времена глаголов.
1. «Правильно ли я сказал?»
Я вчера буду купаться. – Я вчера купалась. – Я завтра буду купаться.
Мы завтра пойдем в лес.
Мы завтра были на даче.
Он завтра был в кино. – Он завтра будет в кино. – Он вчера пойдет в кино.
2. «Исправь ошибки».
Мальчик вчера будет читать книгу.
У нас в школе завтра была экскурсия.
Иван Петрович в детстве будет маленького роста.
Все старики когда-то будут молодыми.
Помнишь, как завтра мы бы были и в этом доме?
Раньше он будет трусливым.
IV Родовые окончания прилагательных.
1 «Правильно ли я сказал?»
Дорогой друг. – Дорогая друг.
Родной дочь. – Родная дочь.
Высокое небо. – Высокий небо.
Золотой кольцо. – Золотое кольцо. – Золотая кольцо.
Голубая небо.
Большая город. – Большой город. – Большое город.
2. «Исправь ошибки».
Красивый ручка.
Высокая дом.
Плохой погода.
Сильная ветер.
Большое лужа.
Спортивная велосипед.
Куриный яйцо.
Злой собака.
Железный дорога.
Красивая кот.
V. Линейная схема фразы, порядок слов.
1. «Правильно ли я сказал?»
Девочка разбила чашку и заплакала.
Мы были грибы и собирали в лесу.
Заплакала куклу и девочка разбила.
Мы были в лесу и собирали грибы.
Дети сели в класс и вошли за парты.
Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная.
Дети вошли в класс и сели за парты.
Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ.
Каша, которую сварила хозяйка, очень вкусная.
Мужчина, на котором был синий плащ, вошел в дом.
VI. Логико-грамматические конструкции (инструкция и способ оценки те же, что и в предыдущих речевых заданиях).
1. «Правильно ли я сказал?»
Телега везет лошадь. – Лошадь везет телегу.
Кошка поймала мышку. – Мышка поймала кошку.
Земля освещается солнцем. – Солнце освещается землей.
Море омывается берегами. – Берега омываются морем.
Фонарь освещается улицей. – Улица освещается фонарем.
Уровень сформированности грамматического строя речи по проведенной методике оценивается в количестве сделанных ребенком ошибок:
0-15 – высокий уровень
16-30 – средний уровень
>31 – низкий уровень
3. Рассказ по серии картинок.
Задание направленно на обследование словарного запаса ребенка.
Задание включает в себя предоставление ребенку 2 серий картинок и составление ребенком связного рассказа по этим сериям, в форме повествования
Наглядный материал для диагностики связной речи по методике «Рассказ по серии картинок»
Критерии оценки выполнения задания:
• самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции; составил по вопросам; не смог составить);
• степень развернутости (примерное количество предложений);
• тематичность (соответствовал ли рассказ теме картинок; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
• связность текста (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др. ; в рассказе отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь предложений присоединительными союзами – и, и вот, потом и т. п.);
• последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время сбивается; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).
Обследование интонационной стороны речи и ее темпа проводится во время реализации диагностических методик.
Оценка интонации речи ребенка:
- речь выразительная /невыразительная;
- интонационно оформленная/монотонная;
- затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения.
Оценка темпо-ритмической стороны речи:
- без особенностей, темп речи ускорен/замедлен, скандированная;
- наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом;
- наличие продолжительных пауз