Татьяна Гиматова
Методика физической подготовки тхэквондистов 11–13 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ТХЭКВОНДИСТОВ 11-13 лет
1. Специфические особенности спортивной деятельности в тхэквондо
Структура способностей в единоборствах, в частности в тхэквондо предполагает высокий уровень дисциплины, техники и духа. Они служат средствами развития у занимающихся тхэквондо чувства справедливости, твердости, гуманизма, целеустремленности. Боевое искусство тхэквондо включает также образ мышления и жизни. Специфика спортивных способностей зависит, прежде всего, от того, какие психические функции проявляются наибольшей мере и в каких условиях протекает сама деятельность в данном виде спорта.
Публикация «Методика физической подготовки тхэквондистов 11–13 лет,» размещена в разделах
Структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные. Ведущими в тхэквондо являются мужество, агрессивность, дух, точность и быстрота действий; способность сохранять равновесие, концентрация внимания и красота движений; сила удара; координированность движений, акробатическую подготовку и умение решать сложные двигательные задачи. К вспомогательным можно отнести свойства уверенности в себе, эмоциональную настроенность, самообладание и т. д. Таким образом, ведущие и вспомогательные компоненты способностей в тхэквондо образуют единство, обеспечивающие успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью Учителя и ее особенностями.
Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, следует выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.
Применительно к занятиям тхэквондо структура спортивных способностей может быть представлена следующим образом.
1. Общечеловеческие способности:
- активное увлеченное отношение к занятиям тхэквондо нацеленность на развитие здорового тела и духа;
- сочетание умений превосходно владеть своим телом с философией гуманизма и добра.
2. Общие способности:
- ряд принципов тхэквондо, учтивость, честность, настойчивость, самоконтроль, непоколебимость духа;
- наличие во время занятий благоприятных для ее выполнения психических состояний.
3. Специальные способности:
- определенный фонд знаний, умений и навыков в тхэквондо;
- определенные индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности.
Кроме того, в качестве интегрального показателя психического развития тхэквондиста (его способностей) выступает не только обучаемость (как способность к усвоению новых знаний, но и умелость (как способность к формированию на основе знаний новых практических умений).
2. Методика развития физической подготовки тхэквондистов 11-13 лет
Характеристика методов использования физических упражнений в динамике тренировочных занятий
Предлагаем использовать комплексный подход с использованием следующих средств обучения:
1) словесные;
2) демонстрационные;
3) копирующие (повторение увиденного);
4) лидирующие.
Тренировка как средство прочного усвоения учебного материала за счет многократного повторения движений с попутным исправлением ошибок.
Существуют педагогические и физиологические принципы тренировочных занятий. Обучение и тренировка могут проводиться различными методами в таблице 1.4.1 представлены методы использования различных средств (упражнений) в процессе обучения тхэквондистов (с преимущественной нагрузкой сенсомоторной сферы управления)
Сообщение знаний как средство может осуществляться:
словесными методами (лекция, рассказ);
демонстрационными методами (непосредственная демонстрация, демонстрация фильмов, слайдов).
Упражнения обеспечивают прочное усвоение приемов боя, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата спортсмена, развитию всей вегетативной (питательной) сферы организма и облегчают усвоение тактико-технических построений в тхэквондо. Как правило, совокупность физических упражнений разделяют по их конкретной принадлежности к специфической, спортивной деятельности и делят на:
общеразвивающие (подготовительные);
специальные (подводящие, имитационные);
основные (соревновательные).
В тхэквондо при реализации приобретенных умений учащиеся сталкиваются со сбивающими факторами. К ним относятся:
- ударная техника противника;
- механические – как противонаправленное (контактная защита) и однонаправленное сопротивление противника (уклонение от воздействия);
- энергетические – как умственная, координационная и физическая усталость;
- психологические – как неуверенность в успешности реализации запланированных действий.
Если координационные и сенсомоторные структуры не испытывают особых нагрузок в ходе учебно-тренировочного процесса, то в условиях соревнований на сенсомоторику воздействуют мощные психострессорные нагрузки.
Следует обозначить два направления в развитии физических качеств : общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.
Практически во всех видах спорта с приближением хода подготовки к основным соревнованиям значительную часть времени отводят упражнениям, специфическим для данного вида, однако в процессе многолетней подготовки и особенно на этапе начальной подготовки приоритет отдается общефизическим упражнениям, обеспечивающим формирование основных групп мышц, и реализацию таких естественных для человека движений, как бег, прыжки, гимнастика, плавание, игры.
Но в то же время следует помнить, что в условиях ранней специализации, когда в спортивные секции приходят дети со слабым произвольным вниманием, доминирование упражнений, далеких от смысловой деятельности избранного вида спорта, побуждает детей уходить из такой секции. Пока что в спортивных единоборствах программ, в которых учитывался бы факт ранней специализации и, соответственно, обосновывались бы содержание и методология подготовки детей, нет. Каждому тренеру придется использовать свои знания и интуицию педагога на уровне первооткрывателя.
Необходимо также внести ясность в понятия о физических качествах.
Исторически сложилось так, что к физическим качествам, кроме силы, быстроты и выносливости, относят гибкость и ловкость. Это неверно, поскольку гибкость следует относить к анатомическому качеству, обеспечивающему подвижность в суставах позвоночника (непосредственно гибкость) и растянутость в суставах конечностей. Ловкость намного более многомерна, чем блок чисто физических качеств, и состоит из ряда таких составляющих, как точность движений по меткости, устойчивость, согласованность движений, которая обеспечивает координированность.
Определяя возрастные особенности развития физических качеств, установлено, что у детей в возрасте 11 - 13 лет целесообразно воспитывать ловкость и быстроту, так как в этом возрасте самая высокая лабильность нервно-мышечной ткани и организм способен успешно справляться с новыми для него двигательными задачами.