Александр Владимирович Гришин
Методика организации работы с родителями в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе тема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей воспитанников является особенно актуальной. Так, во ФГОС дошкольного образования указывается необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.
Одна из распространенных форм организации взаимодействия с родителями — родительское собрание. В литературе указывается, что по содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Публикация «Методика организации работы с родителями в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
К текущим родительским собраниям относятся те, в ходе которых решаются вопросы актуальной повестки дня: отчет о результатах образовательно воспитательной работы, проведенных мероприятий различного рода (праздники, проекты, утренники).
К тематическим собраниям относятся собрания, посвящённые актуальным для большинства родителей темам (возрастные особенности детей, вопросы развития, актуальные для возраста). В конце учебного года педагогами организуются итоговые родительские собрания — собрания, посвященные подведению результатов развития воспитанников, итогам года в целом.
В литературе определены признаки организации успешного собрания :
— четкая направленность на решение поставленных задач;
— внимание к эмоциональному состоянию участников собрания;
— обобщение высказываний участников собрания педагогом, пояснение
смысла сказанного ими, обращения с вопросами-уточнениями: «Правильно
ли понимаю сказанное?». Содержание собрания должно прежде всего
Дошкольная педагогика быть направлено на просвещение родителей, а не на констатирование неудач детей. Немаловажным является вопрос приглашения родителей на собрание.
Оптимальный период времени— две недели до намеченной даты мероприятия, принято использовать в работе приглашения, изготовленные в типографии (буклеты, объявления, а также изготовленные воспитанниками.
Перед составлением конспекта родительского собрания чётко определяются тема и основные проблемы, продумываются ход и форма проведения, выставочный материал. Организуется, по необходимости, выставка работ детей, фотовыставка, полезная литература для родителей, тщательно продумывается
расстановка мебели в групповом помещении.
Современные тенденции развития общества предопределяют развитие новых, нетрадиционных форм родительских собраний. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили
свое значение в силу недостаточной эффективности, почти полного отсутствия обратной связи. Все шире используются новые формы работы, которые призваны обеспечить активное участие и взаимодействие. Они направлены на создание активной позиции участников. Как правило, в традиционных формах предложения организаторов собрания (от воспитателя, специалистов узкого профиля к родителям) «выскажите свое мнение», «предложите собственные варианты» — остаются безответны. Современные формы позволяют сделать
родителей активными участниками проводимых встреч. С их помощью родительское собрание становится особым пространством.
Специалист, организующий новейшие и интересные собрания, вызывает несомненное уважение и интерес, вызывает желание посещать его мероприятия. Н. И. Дереклеева отмечает, что к нетрадиционным видам родительских собраний относятся : родительские чтения, родительские вечера, родительские
ринги, родительские тренинги. Родительские чтения представляют собой достаточно интересную форму работы, схожую с семинаром. Данная форма позволяет родителям самостоятельно изучить литературные источники по различным вопросам воспитания и представлять собственный опыт на собрании. Методика организации такой работы в нашем дошкольном учреждении представляет собой следующее. В начале учебного года родители
представляют вопросы педагогики и психологии, особенно актуальные для них.
Педагог определяет литературу, в которой имеется необходимый для изучения материал. Задача родителей изучить данные источники и на собрании представить ответы на поставленные в начале года вопросы. Спецификой и несомненным плюсом такой формы работы является то, что участники проявляют повышенную активность: представляют мнения исследователей педагогики и психологии, при этом высказывают собственное мнение, организовывать полемики с другими участниками.
Родительские вечера — одна из форм нетрадиционных собраний. Данная форма работы направлена прежде всего на сплочение родительского коллектива, организацию непринужденного общения с педагогами группы. Педагог готовит сценарии совместного отдыха с родителями и детьми : это могут быть прогулки по парку, посещение достопримечательностей родного города и др.
Родительские ринги готовятся в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы, обсуждаемые на ринге, готовятся родителями. В процессе участвуют и ведут активную полемику две
или более семей. Они раскрывают собственные позиции и мнения. Остальная часть аудитории поддерживает дискутирующих аплодисментами. Экспертами в родительском ринге, как правило, выступают педагоги, и решающее
слово, своеобразный итог подводится именно ими. На каждом собрании педагогу важно выразить благодарность участникам, подчеркнуть, что тем самым они повышают эффективность воспитания своих детей через собственную активную деятельность.
Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают и решают проблемы взаимодействия со своими детьми, проявляют желание приобретать новые знания и практические умения в воспитании и развитии ребёнка. В качестве примера приведем родительский тренинг «Учимся общаться со своими детьми»
Цель: Формирование психолого-педагогических знаний и умений у родителей по созданию благоприятных условий общения с детьми.
Задачи: способствовать укреплению и улучшению межличностных отношений в семье между родителями и ребенком; научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации; сформировать представления о грамотных и эффективных способах поощрения и наказания;
помочь осознать самостоятельность ребенка 3 лет, важность признания его успехов и достижений.