Елена Стоцкая
Методика организации дидактических игр и лексических упражнений для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря дошкольников, помогающее усвоению и закреплению знаний, развитию речи и сосредоточенности. Они создаются взрослыми для воспитания и обучения детей, но для детей это не очевидно, а выражается через игровую задачу, действия и правила.
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», подготавливающим переход к неигровой деятельности и развивающим познавательную и интеллектуальную деятельность. Они сочетают учебные элементы с игрой, поэтому деятельность организуется так, чтобы дети чувствовали себя играющими, а не обучающимися.
Темочки:
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Игры с предметами разнообразны по игровым материалам, содержанию и организации проведения. Они расширяют и уточняют знания, развивают мыслительные операции, совершенствуют речь и память. Особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию и оформлению. Они уточняют и систематизируют знания, развивают мыслительные процессы. Преобладают игры с парными картинками.
Словесные игры проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они развивают речь, внимание, быстроту реакции и умение понимать юмор.
Структура дидактической игры включает следующие компоненты:
1. Обучающая задача – основной элемент, формулируемый для детей как игровая. Она раскрывает «программу» игровых действий и стимулирует желание их выполнить.
2. Игровые действия – способы проявления активности ребёнка в игровых целях. Их разнообразие и содержательность влияют на развивающий эффект игры.
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания и демократичность игры. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей, регулируют отношения между играющими.
Существует тесная связь между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. В словарной работе воспитатели придерживаются следующих принципов:
1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.
3. Все задачи решаются в единстве и определённой последовательности.
Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся, иначе воспитатель отвлечёт детей пояснениями и показом, что разрушает игру. Подбор материала для игр определяется задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Для чёткого руководства играми определяют перечень слов, подлежащих усвоению.
Содержание и методика словарной работы в форме дидактических игр в разных возрастных группах имеют свои особенности. Остановимся на дидактических играх в старшем дошкольном возрасте.
Дети 5 – 7 лет существенно отличаются от детей 4 – 5 лет. Развивается личность, мышление, внимание становится целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова с отвлечённым значением. Появляется интерес к слову, словотворчество. Большинство слов в словаре составляют существительные и глаголы, прилагательные и наречия занимают 7% и 6% соответственно, служебные слова – около 2%.
В старшей группе необходимо расширять запас слов за счёт:
1. Названий предметов, качеств, действий;
2. Активизации словаря;
3. Употребления наиболее подходящих по смыслу слов;
4. Подбора слов с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать);
5. Подбора слов со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);
6. Слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);
7. Осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.
В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. При рассматривании кролика вводятся новые определения шерсти: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Используются глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит. Сравниваются объекты, проводится их описание. Углубляются знания, осваиваются слова, точно характеризующие разнообразные признаки предметов и действий. Если раньше дети обозначали движения зайца, лошади, лисы глаголом бежит, теперь используются такие слова: заяц – скачет, мчится, несётся; лошадь – бежит, скачет; лиса – крадётся, гонится. Речь детей обогащается прилагательными, обозначающими большее количество признаков с более тонкими различиями. Вводятся наречия, характеризующие качества действий: курица торопливо клюёт зёрна; облака плывут медленно; музыка звучит бодро. Наречия усваиваются легче прилагательных, так как не имеют лексической омонимии и примыкают к глаголам, в отличие от прилагательных, согласующихся с существительными.
Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются игры на:
1. Употребление детьми наименований предметов и их признаков.
2. Классификацию предметов и их обобщение.
Особое внимание уделяется семантизации лексики. Используются следующие приёмы:
а) объяснение значений слов путём показа картинки;
б) сопоставление слова с другими словами;
в) объяснение этимологии слова;
г) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;
д) пояснение слова другим словом, близким по значению;
е) подбор противоположного слова;
ж) объяснение значения слова через его определение;
з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.
В старшей и подготовительной группах работа над синонимами включает:
а) подбор синонимов к изолированному слову;
б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду;
в) замену синонима в предложении;
г) составление предложений со словами синонимического ряда;
д) составление рассказа со словами синонимического ряда.
Работа с многозначными словами включает:
1) объяснение и сравнение значений слов в контексте;
2) подбор близких по смыслу слов;
3) подбор антонимов;
4) составление предложений с многозначными словами;
5) рисование на тему многозначного слова;
6) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках;
7) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы. Лексические упражнения для дошкольников важны для развития внимания к слову, точности словоупотребления. Они помогают избежать речевых недочетов, активизируют словарь, формируют практические навыки: выбор точного слова, составление предложений, различение оттенков значения. Существуют различные виды упражнений с использованием слов и словосочетаний: антонимы, синонимы, паронимы, фразеологические средства языка. В отличие от дидактических игр, лексические упражнения не имеют игровых правил, их цель — быстрый подбор слова. Важно грамотно подбирать речевой материал, усложнять задания и сохранять связь с предыдущими этапами работы над словом. Лексические упражнения формируют умение свободно пользоваться лексическими средствами языка, способствуют самостоятельному отбору слов для активного словаря.
Е. И. Тихеева предложила систему словарных упражнений для детей дошкольного возраста, которые были направлены на расширение лексикона и речевых навыков. Это: подбор эпитетов, узнавание предмета по эпитетам, подбор действий к предмету, предметов к действию, обстоятельств, слов с оттенками значений, пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных, определение частей целого, упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, несколькими словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов.
Классифицировать лексические упражнения можно по родовому признаку (группы: овощи, фрукты, посуда, по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные, по свойствам (цвет, вкус, величина, материал, подведение слов под родовое понятие (автобус, трамвай, такси, составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами, распространение предложений с использованием заданных слов.
Большинство лексических упражнений направлено на формирование грамматической стороны речи: согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова.
Такие упражнения воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарное осознание элементов языковой действительности.
Лексические упражнения включают в себя логический анализ лексического понятия, анализ лексических значений, составление семантических рядов. Словарные задания включают задания на составление словосочетаний, предложений.
Специальные упражнения по лексике имеют конкретные лингвистические задачи:
1. развивать понимание обобщающего смысла слова;
2. развивать понимание отношений «целое и его часть»;
3. развивать понимание отвлеченного смысла слова;
4. развивать языковое чутье в области морфологии;
5. добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;
6. развивать стилистическое чутье;
7. добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Дидактические игры и лексические упражнения – один из способов формирования словаря у детей дошкольного возраста. Методика проведения игр зависит от содержания словарной работы и особенностей усвоения лексических единиц.