Терехова Вера
Методика оценки речи при афазии
▼ Скачать + Заказать документы
Методика оценки речи при афазии
(Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева)
• Совмещает особенности качественного и количественного анализа
• Позволяет дифференцировать степень выраженности афазии • Дает возможность оценить адекватность реабилитации • Выявляет зависимость динамики восстановления от этиологии, длительности заболевания и терапии
Методика оценки речи позволяет :
Публикация «Методика оценки речи при афазии» размещена в разделах
• Исследовать коммуникативно-значимые, а не только репродуктивные формы речи. Диалог, номинативная функция, глаголы и существительные, фразовая речь, развернутые высказывания, понимание смысла слов и предложений
• Учитывать форму афазии и поэтому включать пробы, фиксирующие центральные симптомы каждой формы афазии. Учет классификации афазий по А. Р. Лурия
• Учитывать степень выраженности речевых расстройств. Использование проб разных по сложности.
• Выявлять сенсомоторный и семантический уровень организации речи
• Оценивать состояние речи на уровне слова, фразы, текста. Частотность и длина слова, грамматическая сложность ответа.
Описание методики
(1) Пробы на импрессивную речь.
• Понимание речи в диалоге.
Оценка : 3 балла – понимание с первого предъявления; 1,5 балла - ответ на часть вопроса, адекватный ответ при повторении вопроса.
• Понимание значений слов, обозначающих предметы или действия. 60 заданий. Учитывались фонетическая, семантическая близость слов, их частотность. (а) Частотные слова, не связанные друг с другом ни по звучанию, ни по значению (работает, играет, едет); (б) близкие по звучанию слова средней и низкой частотности (трава, дрова); (в) слова близкие по значению (ставит, кладет, вешает). Позволяет увидеть трудности акустического и семантического анализа.
Оценка : мах – 1 балл; 0, 5 ставится за: не соблюдение порядка показа слов, невозможность исправить ошибку, при привлечении внимания к ней, правильный показ картинок при
• Понимание предложений. 15 заданий по возрастающей сложности: частотность слов, грамматическая сложность предложений, сложность поля выбора картинок.
• Понимание инструкций. 10 заданий по возрастающей сложности по объему, граматической сложности предложения, частотности слов. «Закройте глаза»,
«Возьмите карандаш и постучите 3 раза» Оценка : мах – 2 балла; 1 ставится за: правильный ответ после повтора.
(1) Пробы на экспрессивную речь
• Диалог. 10 заданий по возрастающей сложности (длина и грамматическая сложность ответа). Исследует импрессивную и экспрессивную речь.
Оценка : мах – 3 балла; 1, 5 ставится за: литеральные парафазии, эхолаличное начало ответа, многословном, но адекватном ответе, при аграмматичном ответе, ответ одним словом, где требуется ответ фразой. 0 ставится за: невозможность дать ответ, литеральных парафазиях, искажающих слово до неузнаваемости, неадекватном по смыслу ответе.
• Называние предметов и действий. Задания ранжированы по сложности – частотность, длина, звуковая сложность.
Оценка : мах – 1 балл; 0, 5 ставится за: единичные литеральные парафазии, послоговом произнесении, близкие вербальные парафазии, ответ словосочетанием, содержащим целевое слово, ответ после контекстной подсказки; 0 ставится за: грубые литеральные и вербальные парафазии, отказы.
• Составление фраз с опорой на картинки. 15 фраз. Варьируется длина и грамматическая сложность предложений, частотность и семантическая сложность лексики.
Оценка : мах – 2 балла; 1 ставится за: близкие вербальные парафазии, негрубые грамматические ошибки. 0 ставится за: невозможность составить предложение, грубый аграмматизм, искажающий смысл фразы.
• Составление рассказа по картинке «Опять двойка