ЕКАТЕРИНА ДОРОНИНА
Методика оценивания физических качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростные и другие характеристики движения.
Успешность овладения движениями во многом зависит от степени формирования физических качеств. Ученые различают следующие физические качества :
Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а так же перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Быстрота- способность человека выполнять движения в кратчайшее время.
Публикация «Методика оценивания физических качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (преимущественно сгибания и разгибания).
Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление по средствам мышечных усилий.
Выносливость- способность человека выполнять какую-либо работу (в том числе физические упражнения) допустимой интенсивности в течение возможно длительного времени.
Развитие физических качеств детей дошкольного возраста имеет свои особенности. На протяжении всего дошкольного периода ребенок развивается не равномерно. Наибольший прирост физического развития приходится на возраст 4-5 лет. Затем наблюдается некоторый спад в физическом развитии, и новый прирост в 6-7 лет. Темп развития физических качеств совпадает с темпом физического развития. Наибольший прирост скоростных показателей отмечается у детей 5-6 лет. Увеличение силовых и скоростно-силовых показателей наблюдается у детей в возрасте от 6-7 лет. Прирост гибкости и динамической выносливости характерен для детей 5 летнего возраста. Координационные способности успешно формируются у детей 7 лет.
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций человеческого организма вследствие естественного роста.
Физическая подготовленность- это уровень развития двигательных навыков умений, физических качеств.
Двигательное умение - способность не автоматизированно управлять движениями.
Двигательный навык - автоматизированный способ управления движениями.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Проанализировав существующие нормативные требования и объединив их, мы пришли к мнению, о необходимости разработки единой оценки обследования, физических качеств дошкольников.
Целью нашей работы была попытка создать систему доступных информационных тестов и способов их оценки, для специалистов по физическому воспитанию и работников ДОУ, не имеющих специального физкультурного образования г. Саров. Для достижения цели были поставлены задачи:
разработать таблицу количественных показателей, оценки уровня развития физических качеств.
разработать таблицу качественных показателей, оценки уровня развития физических качеств.
способствовать оптимизации способам оценки.
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
Предлагаемая система оценки физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитывая индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние, состояния здоровья (медицинские отводы и ограничения).
Данные таблицы контрольных упражнений из «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой.
4. ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ТЕСТОВ
1. БЕГ 10 м. ;20 м. ;30 м.
Обоснование. Пробегая отрезки, соответственно возрасту, с максимальной скоростью определяем уровень быстроты.
Техника измерения.
1. Проводится на беговой дорожке с высокого старта.
2. По команде «марш» дети бегут от линии «старт» до линии «финиш».
3. В протокол заносится, время с точностью 0,1 сек.
2. БРОСОК НАБИВНОГО МЯЧА
Обоснование. Среди многих тестов силового характера бросок набивного мяча наиболее надежный и информативный тест характеризующий уровень максимальной силы для детей дошкольного возраста.
Техника измерения.
1. Чертится разметка от 0 до 10м.
2. К нулевой отметке, где лежат два набивных мяча (вес 500 гр. ; 1кг, приглашается ребенок.
3. Бросок выполняется из И. П. стоя, ноги на ширине плеч, двумя руками из-за головы (2 попытки).
4. В протокол заносится результат лучшей попытки с точностью до 5см.
3. ГИБКОСТЬ
Обоснование. Упражнение направлено на растяжение мышц голени, бёдер, ягодичной области, спины и верхнего плечевого пояса.
Техника измерения.
Исходное положение сед на полу ноги врозь на ширине плеч.
Разметка: «-1», «0», «+ 15».
Пятки находятся на нулевой отметке.
Ребенок выполняет максимальный наклон вперед с удержанием 3сек.
4. ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3х10 м.
Обоснование. Количество отрезков(3) определяет возможность проявления быстроты и ловкости без утомления. Быстрота проявляется в скорости бега. Ловкость проявляется в умении быстро изменить движение на противоположное.
Техника измерения.
1. Проводится на дорожке, расстояние которой 10м. На ограничительных линиях ставят по одному поролоновому кубу. На один из кубов кладутся 2 кубика.
2. Ребенку предлагается взять кубик и по команде «марш» перенести его на другую сторону, вернуться и взять второй кубик, отнести его к первому и остановиться. Таким образом, ребенок пробегает расстояние 30м (3х10м).
3. Преподаватель дает установку: «Бег начинать по команде «марш» и перенести как можно быстрее кубики».
4. Время измеряется, с точностью до 0,1 сек.
5. БЕГ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ (60м, 90м, 120м, 150м).
Обоснование. Выполнение физической нагрузки длительное время в аэробном режиме.
Техника измерения.
1. Проводится на беговой дорожке с высокого старта.
2. По команде «марш» дети бегут от линии «старт» до линии «финиш» дистанцию соответственно возрасту.
3. В протокол заносится, время с точностью до 0,1 сек.
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ