Татьяна Кирюшатова
Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины песенки, семейное чтение и обсуждение прочитанного. Современные технологии сводят на нет живое общение.
В следствии всего этого - речь детей оставляет желать лучшего. Ребёнку сложно пересказать прочитанное, составить рассказ по картине, описать свои впечатления.
Исходя из вышесказанного, проблема речевого развития не теряет свою актуальность, а наоборот, нацеливает педагогов на поиск новых технологий, форм, методов и приёмов работы.
Публикация «Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления» размещена в разделах
Одним из эффективных методов, позволяющим активизировать познавательную деятельность детей и способствующим развитию речи является «Составление синквейна».
Синквейн – в переводе с французского – «пятистишие», стихотворение без рифмы из пяти строк, очень похожее на японские стихотворения «хоку».
Синквейны, как жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал внедряться с конца 1990-х годов. Он очень быстро обрёл популярность у воспитателей детских садов, педагогов-предметников, преподавателей в средне-специальных и высших учебных заведениях.
Целью обучения составлению синквейна в ДОУ является развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Синквейн помогает пополнить словарный запас, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, развивает речь и мышление, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Правила составления синквейна :
Первая строка – одно слово - тема синквейна – предмет;
Вторая строка – два слова – признаки;
Третья строка – три слова – действия;
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;
Пятая строка – слова – ассоциации.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна рекомендуется использовать следующие упражнения – игры в слова:
• «Подбери определения» - например, к слову «солнце». Какое оно: большое, горячее, тёплое.
• «Узнай предмет по определению» - большой, высокий, кирпичный … (дом)
• «Кто что делает?» - воспитатель … (воспитывает, играет, читает, рассказывает); цветок … (цветёт, распускается, качается).
• «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
Затем можно предложить детям совместное устное составление синквейна. Педагогом записываются ответы детей на следующие вопросы: О ком? О чем? Какие? Какая? Какое? Что делал? Что сделал?
Затем дети пробуют составлять синквейны небольшими группами или самостоятельно, схематично зарисовывая каждое слово.
Совместное составление синквейнов с детьми мы начали уже в средней группе. Постепенно составление синквейнов стало для нас увлекательным занятием, интересной игрой с последующим оформлением книжек-самоделок.
При составлении синквейна мы выбираем темы, хорошо известные детям. Если составление синквейна вызывает затруднение, помогаем наводящими вопросами.