Мария Зайцева
Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обследования включает три задания на уровне слога, слова и синтагмы. Мето-дика разработана с учетом некоторых приемов диагностики, предложенных Л. С. Медни-ковой.
Слоговой, словесный и синтагменный ритмы исследуются по результатам воспроизве-дения ребенком речевой продукции. Ребенку предлагается прослушать речевой ритмиче-ский образец и повторить его. При предъявлении речевого ритмического образца логопед голосом выделяет акцентированный звук, слог, слово. Сначала ребенку объясняется зада-ние, затем следуют вводные (простые) и основные (усложненные) пробы, сопровождаю-щиеся аналогичным объяснением. Обследование проводится индивидуально.
Публикация «Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Последовательность предъявления заданий.
Задание 1. Воспроизведение слогового ритма речи по метрическим признакам (без акцен-та, с акцентом, с акцентом на разных слогах).
Инструкция: я буду по-разному произносить слоги, а ты внимательно слушай и потом повтори.
Образцы вводных заданий:
а) ба-ба б) ба-ба
Образцы основных заданий:
а) па-па-па б) па-па, ба-ба в) ла-ла-ла
г) ма-ма-ма д) ба-ба-ба
Задание 2. Воспроизведение словесного ритма речи по метрическим признакам (дву-сложные, трехсложные слова, двусложные слова со стечением согласных, трехсложные слова со стечением согласных).
Инструкция: я буду по-разному произносить слова, а ты внимательно слушай и потом повтори.
Образцы вводных заданий:
а) мо-ло-ко б) до-ми-но
Образцы основных заданий:
а) ва-за, зи-ма, мо-роз
б) де-ре-во, ма-ши-на, па-ро-ход
в) мар-ка, до-ска, тря-пка
г) я-бло-ко, а-вто-бус, кол-ба-са
Задание 3. Воспроизведение синтагменного ритма во фразе.
Инструкция: я буду по-разному произносить предложения, а ты внимательно слушай и потом повтори.
Образцы вводных заданий:
А) Мишка косолапый по лесу идет.
Б) Мишка косолапый по лесу идет.
Образцы основный заданий:
А) Мама мыла (имя ребенка)
Б) Мама мыла … (имя ребенка)
В) Мама мыла … (имя ребенка)
Г) Мама мыла … (имя ребенка)
Результаты выполнения заданий заносятся в протокол 3 (см. электронное приложение).
Отмечается: наличие/ отсутствие акцента, позиция акцента (верная/неверная). Дополни-тельно отмечаются: повторение слогов, искажения слоговой структуры слова, необходи-мость повторного разъяснения задания.