Анна Романенко
Методика Марии Монтессори в работе коррекционного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ В РАБОТЕ
КОРРЕКЦИОННОГО ПЕДАГОГА.
Аннотация
В данной статье мы рассказываем об игровых технологиях, разработанных Марией Монтессори и основных принципах работы с ними.
Ключевые слова
Монтессори, игровые технологии, развитие ребенка с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков.
Публикация «Методика Марии Монтессори в работе коррекционного педагога» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть, как общие, так и специфические закономерности развития ребенка с ОВЗ, является использование материалов Марии Монтессори. В основе метода лежит развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально предложенного дидактического материала.
Одной из ее разработок является - бизиборд (развивающая доска для ребенка). Главная задача бизиборда – дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие. Ребенок с ОВЗ нуждается в первую очередь в навыках самообслуживания, и лишь потом во всем остальном.
На досках размещены различные предметы, которые могут заинтересовать ребенка, и в тоже время способствовать всестороннему развитию. Совершая с предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Использование щеколд позволяет формировать причинно – следственные связи, т. е. ребенок должен понять, что сначала щеколду надо поднять, а потом задвинуть.
Итак, работа с бизибордом способствует развитию:
– мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается;
– координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, ремешки, счеты, выключатели. Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели;
– логики и речи. Здесь работают дверцы, фонарики. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, открыл замок – открыл дверку – нашел картинку с изображением предмета, символа звука, назвал ее;
– усидчивости. Ребенку трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до 20 минут;
– воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием;
– конгитивной функции. Это:
1) Изучение цвета.
2) Изучение форм.
3) Первые цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр на ощупь благодаря счетам, калькулятору и другим элементам.
4) Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом, в зависимости от темы занятия.
Отработка действий, выполняемых на доске, позволит детям в дальнейшем выработать навыки переноса полученных навыков на конкретную ситуацию в жизни (социализация).
Продолжительность занятий разная – иногда занятие построено полностью на с бизибордом, иногда бизиборд используется как часть занятия.
Игровые технологии.
Логопедическая игра «Части тела»
Цель: закрепить знания детей о частях тела, упражнять в умении определять части тела и ориентироваться на схеме тела.
Игры: Собери человечка, собери лицо человечка. Цель: закрепить знания детей о частях тела, упражнять в умении определять части тела, лица на себе и ориентироваться на схеме лица и тела.
Игра цветные баночки. Игра способствует обогащению и активизации слов. Запаса, умения соотносить цвет предметов с цветом банок и в соответствии с этим раскладывать предметы.
Игра «Звукоподражания животных» Цель: упражнять в умении подражать голосу животных, развивать мышление, умение определить тень животного и выбирать соответствующую картинку.
Дидактическая игра «Половинки», «Разрезные картинки»
Цель: Научить складывать целое изображение из двух частей, развивать зрительное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук и координацию движений.
Предложить ребенку картинку половинку спросить, что на ней нарисовано. Если игра проводится первый раз, то логопед показывает, как надо сложить недостающую половинку чтобы получилось целое изображение. Затем можно предложить ребенку самостоятельно сложить все картинки и назвать их.
Игра «Кто больше?» Цель: развивать мышление, упражнять в составлении предложений со словом «больше».
Надеюсь, что представленная нами информация была полезна, а данные технологии работы вы сможете активно применять на практике с дошкольниками с ОВЗ и внедрять в свою работу.