Александра Платонова
Методика изучения якутского танца в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Народный танец – основа хореографии. Он столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культура разных народов. Н. В. Гоголь писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец не как тернеровский немец, русские не так, как француз, как азиаты. Разнообразие танцев родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ прошедший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическом самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность» [13, c.16]
Публикация «Методика изучения якутского танца в системе дошкольного образования» размещена в разделах
- Республика Саха. Якутия
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Дошкольный возраст является очень важным периодом становления личности, у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе. Якутские народные танцы для детей имеют очень большое значение в изучения культуры и традиций собственного народа, а также ребенок определяет свой роль в нем, поскольку якутский танец для детей может при помощи танцевальных образов раскрыть духовную жизнь народа, вкусы и идеалы. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем якутской народной культуры. И очень важно, чтобы дети воспитывались в национальных традициях.
Знакомя детей с традициями народов и обычаями, взрослые прививают им любовь к культуре и истории собственного народа, и танец – помощник в воспитания маленьких патриотов. Танец – это нить, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее. Народные танцы несут в себе особую энергетику, они способны раскрыть его огромную душу, помогая показать таланты каждого ребенка. Ребенок в танце рисует свои движение, и они получается весьма замысловатым. Конечно, самым главным якутским народным танцем по праву можно назвать осуохай. Якутский хороводный танец в разных районах Якутии значительно варьирует, и некоторые варианты имеют особые наименования. Наиболее распространенный вариант, это якутский, остальные – олекминский, амгинский, усть-алданский и вилюйский. Имеются и наслежные варианты. В каждом районе, в каждом наслеге традиционный осуохай исполняется по-своему, в своей манере. [15, c.44]
Танцевальные элементы имеют и некоторые придвижные игры якутов (рис. 1).
К таким относятся прежде всего дьиэрэнкэй – подскоки. Это особый вид бега, при котором попеременно каждой ногой два раза переступают вперед нановое место, причём свободная нога непременно должна быть приподнята вперед. [15, c.52] Это игра распространена в Якутии повсеместно. Подскоки с ноги на ногу часто рассматриваются как выражение радости. Этот танец-игра сопровождается припевом (размер 2/4).
Основоположник советской якутской литературы П. А. Ойунский движение дьиэрэнкэй относит к танцу и считает, что в нем изображается игра жеребят на поле (П. А. Ойунский Влияние коневодства на игры и танцы. Собр. Срч. Т 7 Якутск 1958 ст. 175)
Рис. 1
Не менее популярная игра чохчоохой (рис. 2). Состоит она из прыжков, исполняемых в полусидячем положении. При этом танцующие продвигаются по кругу навстречу солнцу [15, c. 53]. По определению Э. К. Пекарского, это пантомимический танец, изображающий доильщиц кобыл, которые переходят от одной кобылицы к другой. Однако не было такого чтобы, приходилось видеть или слышать, что чохчоохой исполняли девушки. Обычно это движение производят мальчики или юноши, соревнуясь на выносливость – кто может дальше и дольше проскакать.
Исполняется движение чохчоохой безмолвно, но соответственно размеру 2/4.
Рис. 2
Игра-танец атах тэпсии распространена среди детей и юношей (рис. 3, но иногда играют и взрослые. Музыкальный размер движения этой игры - 2/4, но исполнять ее можно и на 4/4. Участники становятся парами лицом друг к другу. Руки они вытягивают вперед и кладут их на руку партнера немного выше локтя. Иногда соединяют руки за запястье, иногда отводят назад и соединяют их за спиной.
Рис. 3
Широко известна в Якутии и игра кулун куллуру уу (рис. 3) В этой игре дети и юноши подражают жеребятам, катающимся на зеленой лужайке (или траве). Э. К. Пекарский описал в «Словаре якутского языка» один вариант этой игры: «Кулун куллуру уу – игра, состоящая в том, что все берутся за руки, причем двое крайних (самые большие, подымая руки, изображают ворота : на крик их «куо-куо-куо!» все, начиная с малых, проходят в них». (Э. К. ПекарскийУказ. соч т 1 стлб 1206). Исполняется движение в размере 4/4.
Наиболее распространенный вариант кулун куллуру уу. Двое юношей (или юноша и девушка, или две девушки) становятся друг к другу лицом и соединяют опущенные вниз руки.
Рис. 4
Якутский танец обладает физическим развитием, двигательной пластикой, колоссальными психотерапевтическими возможностями, через красоту якутского народного танца ребенок может познакомиться ближе и полюбить культуру народа Саха, традиции, обычаи. [15, c. 60]
При изучении якутского танца в системе дошкольного образования, можно поставить следующие задачи:
1. Образовательные :
- обучить детей танцевальным движениям;
-формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
-формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
-координация движений и ориентирование в пространстве.
2. Воспитательные:
-развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
- формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;
-формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
3. Развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- развить музыкальный слух и чувство ритма;
- развить воображение, фантазию.
4. Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей;
-способствовать развитию осанки, мышечного корсета;
-постановка рук, ног и головы.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Можно рассмотреть на примере изучения якутского танца «Узоры», для старших и подготовительных групп 5-6 лет. [18, c. 34]
Занятие с детьми стоит сделать с утра после завтрака, так как дети утром более подвижные и энергичные, занятие поводятся примерно мин 30-40, так как дети после 40 мин начинают уставать и становятся невнимательными. Стоит начать с показа фотоматериала, прослушивание фонограммы. Хореограф показывает рисунки и объясняет, как нужно делать движения. Знакомство с музыкой к танцу. Дает детям послушать фонограмму. Затем хореограф показывает технику исполнения движений. Старшие дошкольники вслед за воспитателем-хореографом повторяют движения. Все движения выполняются стоя, на каждый счет слегка приподниматься на носочках. Музыкальное сопровождение, танцевальная композиция «Узор» (музыка среднего темпа, с четким ритмом). Танцевальные движения :
«Ураса». Руки поднять вверх над головой и сомкнуть пальцами рук.
«Сердце» (сурэх). Руки подняты вверх над головой, пальцы рук дотрагиваются макушки головы.
«Чаша» (кытыйа). Руки поднять с боку вверх на уровне плеч, ладонями вверх.
«Забор» (олбуор). Руки поднять на уровне плеч, согнуть в локтях, пальцы рук положить на плечо.
«Стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены ладонями, смотрят вверх.
«Крестик» (кириэс). Прямые руки скрещиваются с рядом стоящим ребенком.
После разучивания, каждого движения по отдельности, для закрепления можно варьировать упражнения по линиям.
А) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Крестик» внизу, 2 линия наверху, затем меняются;
Б) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Ураса», 2 линия «Забор», затем меняются;
В) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Сердце», 2 линия «Стрела», затем меняются и т. д. [16 ]
Повторяем танец при каждом занятии, развиваем зрительную память, музыкальный слух, чтобы дети запоминали движения танца.