Папки-передвижки

Методика изучения якутского танца в системе дошкольного образования

Александра Платонова
Методика изучения якутского танца в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Народный танец – основа хореографии. Он столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культура разных народов. Н. В. Гоголь писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец не как тернеровский немец, русские не так, как француз, как азиаты. Разнообразие танцев родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ прошедший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическом самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность» [13, c.16]

Темочки:

Дошкольный возраст является очень важным периодом становления личности, у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе. Якутские народные танцы для детей имеют очень большое значение в изучения культуры и традиций собственного народа, а также ребенок определяет свой роль в нем, поскольку якутский танец для детей может при помощи танцевальных образов раскрыть духовную жизнь народа, вкусы и идеалы. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем якутской народной культуры. И очень важно, чтобы дети воспитывались в национальных традициях.

Знакомя детей с традициями народов и обычаями, взрослые прививают им любовь к культуре и истории собственного народа, и танец – помощник в воспитания маленьких патриотов. Танец – это нить, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее. Народные танцы несут в себе особую энергетику, они способны раскрыть его огромную душу, помогая показать таланты каждого ребенка. Ребенок в танце рисует свои движение, и они получается весьма замысловатым. Конечно, самым главным якутским народным танцем по праву можно назвать осуохай. Якутский хороводный танец в разных районах Якутии значительно варьирует, и некоторые варианты имеют особые наименования. Наиболее распространенный вариант, это якутский, остальные – олекминский, амгинский, усть-алданский и вилюйский. Имеются и наслежные варианты. В каждом районе, в каждом наслеге традиционный осуохай исполняется по-своему, в своей манере. [15, c.44]

Танцевальные элементы имеют и некоторые придвижные игры якутов (рис. 1).

К таким относятся прежде всего дьиэрэнкэй – подскоки. Это особый вид бега, при котором попеременно каждой ногой два раза переступают вперед нановое место, причём свободная нога непременно должна быть приподнята вперед. [15, c.52] Это игра распространена в Якутии повсеместно. Подскоки с ноги на ногу часто рассматриваются как выражение радости. Этот танец-игра сопровождается припевом (размер 2/4).

Основоположник советской якутской литературы П. А. Ойунский движение дьиэрэнкэй относит к танцу и считает, что в нем изображается игра жеребят на поле (П. А. Ойунский Влияние коневодства на игры и танцы. Собр. Срч. Т 7 Якутск 1958 ст. 175)

Рис. 1

Не менее популярная игра чохчоохой (рис. 2). Состоит она из прыжков, исполняемых в полусидячем положении. При этом танцующие продвигаются по кругу навстречу солнцу [15, c. 53]. По определению Э. К. Пекарского, это пантомимический танец, изображающий доильщиц кобыл, которые переходят от одной кобылицы к другой. Однако не было такого чтобы, приходилось видеть или слышать, что чохчоохой исполняли девушки. Обычно это движение производят мальчики или юноши, соревнуясь на выносливость – кто может дальше и дольше проскакать.

Исполняется движение чохчоохой безмолвно, но соответственно размеру 2/4.

Рис. 2

Игра-танец атах тэпсии распространена среди детей и юношей (рис. 3, но иногда играют и взрослые. Музыкальный размер движения этой игры - 2/4, но исполнять ее можно и на 4/4. Участники становятся парами лицом друг к другу. Руки они вытягивают вперед и кладут их на руку партнера немного выше локтя. Иногда соединяют руки за запястье, иногда отводят назад и соединяют их за спиной.

Рис. 3

Широко известна в Якутии и игра кулун куллуру уу (рис. 3) В этой игре дети и юноши подражают жеребятам, катающимся на зеленой лужайке (или траве). Э. К. Пекарский описал в «Словаре якутского языка» один вариант этой игры: «Кулун куллуру уу – игра, состоящая в том, что все берутся за руки, причем двое крайних (самые большие, подымая руки, изображают ворота : на крик их «куо-куо-куо!» все, начиная с малых, проходят в них». (Э. К. ПекарскийУказ. соч т 1 стлб 1206). Исполняется движение в размере 4/4.

Наиболее распространенный вариант кулун куллуру уу. Двое юношей (или юноша и девушка, или две девушки) становятся друг к другу лицом и соединяют опущенные вниз руки.

Рис. 4

Якутский танец обладает физическим развитием, двигательной пластикой, колоссальными психотерапевтическими возможностями, через красоту якутского народного танца ребенок может познакомиться ближе и полюбить культуру народа Саха, традиции, обычаи. [15, c. 60]

При изучении якутского танца в системе дошкольного образования, можно поставить следующие задачи:

1. Образовательные :

- обучить детей танцевальным движениям;

-формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

-формировать пластику, культуру движения, их выразительность;

-координация движений и ориентирование в пространстве.

2. Воспитательные:

-развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;

- формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;

-формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

3. Развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- развить воображение, фантазию.

4. Оздоровительные:

- укрепление здоровья детей;

-способствовать развитию осанки, мышечного корсета;

-постановка рук, ног и головы.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Можно рассмотреть на примере изучения якутского танца «Узоры», для старших и подготовительных групп 5-6 лет. [18, c. 34]

Занятие с детьми стоит сделать с утра после завтрака, так как дети утром более подвижные и энергичные, занятие поводятся примерно мин 30-40, так как дети после 40 мин начинают уставать и становятся невнимательными. Стоит начать с показа фотоматериала, прослушивание фонограммы. Хореограф показывает рисунки и объясняет, как нужно делать движения. Знакомство с музыкой к танцу. Дает детям послушать фонограмму. Затем хореограф показывает технику исполнения движений. Старшие дошкольники вслед за воспитателем-хореографом повторяют движения. Все движения выполняются стоя, на каждый счет слегка приподниматься на носочках. Музыкальное сопровождение, танцевальная композиция «Узор» (музыка среднего темпа, с четким ритмом). Танцевальные движения :

«Ураса». Руки поднять вверх над головой и сомкнуть пальцами рук.

«Сердце» (сурэх). Руки подняты вверх над головой, пальцы рук дотрагиваются макушки головы.

«Чаша» (кытыйа). Руки поднять с боку вверх на уровне плеч, ладонями вверх.

«Забор» (олбуор). Руки поднять на уровне плеч, согнуть в локтях, пальцы рук положить на плечо.

«Стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены ладонями, смотрят вверх.

«Крестик» (кириэс). Прямые руки скрещиваются с рядом стоящим ребенком.

После разучивания, каждого движения по отдельности, для закрепления можно варьировать упражнения по линиям.

А) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Крестик» внизу, 2 линия наверху, затем меняются;

Б) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Ураса», 2 линия «Забор», затем меняются;

В) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Сердце», 2 линия «Стрела», затем меняются и т. д. [16 ]

Повторяем танец при каждом занятии, развиваем зрительную память, музыкальный слух, чтобы дети запоминали движения танца.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика изучения якутского танца в системе дошкольного образования
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 15:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика изучения якутского танца в системе дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Александра Платонова (УИ 3120622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД