ирина верещагина
Методика формирования пространственных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика формирования пространственных представлений у дошкольников
1. Раскрыть понятие «Пространственная ориентировка». Особенности пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.
Публикация «Методика формирования пространственных представлений у дошкольников» размещена в разделах
В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.
В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится : а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п. ; б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч».
При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.
Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям : вперед- назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.
Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.
Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.
Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.
Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии.
Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственны отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.
Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.
Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.
2. Содержание программных задач по разделу «Ориентировка в пространстве» по разным возрастным группам по примерной ООП ДО «От рождения до школы».
Вторая младшая группа (3 – 4 года)
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя : вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева; различать правую и левую руки.
Средняя группа (4 – 5 лет)
Ориентировка в пространстве. Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями : далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Старшая группа (5 – 6 лет)
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве : слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
3. Методические приемы обучения по разделу «Ориентировка в пространстве» детей в младшем и среднем дошкольном возрасте
Особенностью формирования пространственной ориентировки в младшей группе является опора на чувственную основу, накопление практического опыта. В обучении широко используются объяснения, указания, упражнения, игры-занятия, дидактические и подвижные игры. Ознакомление со взаимно-обратными направлениями осуществляется попарно: вверх - вниз; слева - справа и т. д.
Вследствие многократных восприятий одних и тех же пространственных свойств, становится возможным отделение пространственных особенностей от других признаков, качества предметов. Под влиянием обучения у детей формируется способность воспринимать группу предметов во взаимосвязи, учитывать расстояние (удаленность) предметов.
Необходимым условием успешного обозначения пространственного размещения предметов является их территориальная общность: предметы стоят на столе или на одной полке в шкафу; изображение на одной картине двух-трех объектов.
В процессе ознакомления детей младшей группы с пространственным размещением предметов применяются игры-занятия типа "Прятки" с игрушками, флажками и другими предметами. Так, в игре-занятии "Где медведь искал свой мяч?" место действия ограничено групповой комнатой. Основная цель игры состоит в том, чтобы обратить внимание детей на разные варианты пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи использование предлогов : "под", "на", "за", "около". Во время занятия воспитатель проводит беседу с детьми, обращается к ним с вопросами : "Что медведь делает? Где он сидит? Куда пошел медведь? Где он ищет мяч?" и т. д.
Педагог уточняет ответы детей, учит их менять окончания существительных при использовании разных предлогов : на столе, под столом, в шкафу, за шкафом и т. п.
После того как мяч найден, воспитатель предлагает детям вспомнить и самостоятельно рассказать, где же медвежонок искал мяч.
Оправдывают себя и игры-занятия типа инсценированных рассказов. Примером может быть инсценирование рассказа "Куриное семейство" (Т. А. Мусейибова). Сначала воспитатель читает рассказ: "Петушок и курочка приходят на зеленую поляну. Они ходят по траве, а потом зовут цыплят". Рассказывая, воспитатель вызывает отдельных детей к столу и предлагает разместить игрушки : поставить курочку впереди петушка, а между ними цыпленка, остальные цыплята щиплют травку возле забора.
4. Методические приемы обучения по разделу «Ориентировка в пространстве» детей в старшем дошкольном возрасте
В группе детей пятого года жизни продолжается обучение распознаванию пространственных направлений от себя : вперед, назад, налево, направо. В конце года дети должны уметь обозначать положение того или иного предмета относительно себя (впереди - шкаф, сзади - стул, справа - двери, слева - окно, вверху - потолок, внизу - пол, стена - далеко, стул - близко). Уровень приобретаемых дошкольниками знаний о пространстве и сформированность умений ориентироваться в нем зависят от того, как воспитатель организует работу на занятиях не только по математике, но и по физкультуре, изобразительной деятельности, конструированию и в повседневной жизни. Взаимно-обратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстояний всегда даются одновременно, попарно. Например, "справа - слева", "далеко - близко".
Программные задания по формированию у детей пространственной ориентировки и представлений о пространстве можно выполнять одновременно с другими задачами. Например, при сравнении множеств детям предлагается разместить на верхней полоске листа бумаги кружочки, на нижней - квадратики; в левую руку взять цифру 3, а в правую - цифру 4. Дети этого возраста свободно и самостоятельно ориентируются в процессе дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных игр и упражнений. Чаще всего эти задания выполняются в конце занятия. Они способствуют повышению активности детей, создают положительно-эмоциональный фон занятия.
Например, воспитатель предлагает детям встать, опустить руки вниз, правой рукой показать вверх, левой - вниз, двумя руками - вперед, повернуться и показать правой рукой назад, потом левой рукой назад, правой рукой направо, левой - налево.
Формирование представлений о расстоянии "далеко - близко" тесно связано с представлением об отношении типа "длиннее - короче". Работа начинается с того, что воспитатель вызывает к столу четырех детей, предлагает двоим из них встать один напротив другого на расстоянии длины скакалки (скакалку дети держат за концы, а другим двум - скакалку сложить вдвое и также взять ее за концы. "Какие дети стали ближе один к одному, а какие дальше один от другого, почему? Правильно, - говорит воспитатель, - скакалки разной длины. У Димы и Миши короткая скакалка, и они стоят близко один от другого, а у Аленки и Маши длинная скакалка, и они отошли дальше друг от друга".
Потом воспитатель может предложить такие упражнения : "Сложите ладошки вместе, вот так (руки перед грудью). Встретились наши ладошки, поздоровались. Разошлись ладошки в разные стороны, дальше и дальше одна от другой (дети, повторяя действия педагога, разводят руки в стороны). Вот как далеко! Пошли ладошки навстречу друг другу, все ближе и ближе друг к другу! Вот как близко! Встретились!" Такие упражнения можно повторить несколько раз (Л. С. Метлина).
На следующем занятии эти представления закрепляются. При этом широко используется наглядный материал и игровые приемы. Например, на столе у воспитателя слева стоит домик, а справа - две игрушки: лисичка и зайчик на разном расстоянии от домика. Потом дети закрывают глазки, а воспитатель переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь дальше от домика, а кто ближе к нему. Задание повторяется два или три раза.
5. Методические приемы обучения по разделу «Ориентировка в пространстве» детей в подготовительной к школе группе
На шестом году жизни предусматривается дальнейшее совершенствование знаний о размещении предметов в пространстве, названии помещений детского сада (кабинетов, групповых комнат, залов и др., о наиболее близких объектах на соседних улицах. Дети этого возраста должны понимать и использовать слова: "слева", "справа", "прямо", "дальше", "вверх", "вниз"; определять свое положение относительно окружающих предметов, изменять направление во время ходьбы, ориентироваться от любого предмета. Среди разных пространственных отношений, которые ребенок познает в период дошкольного детства, следует особо выделить отношения между предметами - взаимное размещение их в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям (Т. А. Мусейибова). Формирование пространственных ориентировок не только на чувственной, но и на словесной основе является сложным и длительным процессом, что требует специального руководства со стороны педагога. Дифференциация основных направлений в пространстве на уровне второй сигнальной системы вызывает определенные трудности. Исследования показали, что направления, которые ребенок различает в этом возрасте, он соотносите отдельными частями собственного тела. Так, укрепляется связь типа "вверху - там, где голова"; "внизу - это там, где ноги"; "впереди - это там, где лицо"; "сзади - где спина".
Дети этого возраста продолжают ориентироваться от себя и начинают овладевать ориентировкой от объектов.
Основным средством формирования умения ориентироваться, а также представлений и понятий о пространстве являются занятия по математике, физкультуре, музыке и конструированию, а также изобразительная деятельность. Именно здесь осуществляется целенаправленное педагогическое руководство процессом познания. Педагог помогает детям усвоить пространственные отношения, связи и формирует способность переносить знания из специально организованного дидактического окружения в естественную жизненную обстановку.
Дети должны свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении, знать дорогу к детскому саду, магазину, аптеке. Также должны усвоить пространственные отношения : рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания воспитателя.