Зульфия Семилетова
Методическое сопровождение по использованию геобордов в развитии речи
"Использование Геоборда для развития речи и мышления дошкольников"
Геоборд - это многофункциональная геометрическая доска с выступающими колышками для конструирования различных изображений при помощи резиночек.
Использование игрового пособия Геоборд в работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества:
Публикация «Методическое сопровождение по использованию геобордов в развитии речи» размещена в разделах
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- занятия полезны для развития мелкой моторики : растягивание, надевание резиночек на колышки - отличная сенсорная "зарядка" для пальчиков.
- развивается пространственная ориентировка (ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон).
- игры с геобордом развивают внимание и память ребенка, умение дошкольника сосредотачивать свое внимание на объекте, не отвлекаться, не отступать перед возникшими трудностями.
- различные способы складывания узоров способствуют когнитивному развитию, стимулируют воображение и развивают творческие способности ребенка.
- геоборд позволяет в конструктивной деятельности, используя игровые методы и приемы реализовывать задачи по развитию языковых подсистем.
Игротека с использованием пособия Геоборд
• Автоматизация поставленных звуков
Варианты заданий:
- " Поедем на машине"
Просим ребенка построить дорожку из резиночек. Затем просим завести в машине мотор и провести её по дорожке, четко произнося звук [р].
- "Прокати мяч"
Просим ребенка построить лабиринт из резиночек. Затем просим прокатить по нему мяч, произнося при этом заданный звук.
- "Помоги зайке добраться до цветочка"
Просим ребенка "прыгать" по кнопочкам, четко произнося слоги с заданным звуком.
- "Построй домик"
Просим ребенка построить дом из резиночек. Но резиночки надо заработать, правильно произнеся слово с заданным звуком.
- "Лесенка"
Просим ребенка построить из резиночек лесенку. Поднимаясь и спускаясь по лесенке ребенок повторяет слова или чистоговорки с заданным звуком.
• Формирование звукобуквенных связей
Варианты заданий:
- "Напиши букву" Конструирование букв из резиночек.
- "Почини букву" Реконструирование букв.
- "Буквы играют в прятки"
Ребенок должен найти лишние элементы в буквах и убрать их. Либо спрятать букву, добавив в нее лишние элементы. Либо найти и назвать наложенные изображения букв.
- "Составь слоги"
- Конструирование предметов с заданным звуком (на заданную букву).
• Словарь
Варианты заданий:
- "Целое и части"
Просим ребенка построить из резиночек заданный объект, верно называя его части. Например: у чайника есть носик, ручка, крышка, донышко.
- "Подбери словечко"
Просим ребенка подобрать признаки и (или) действия к сконструированному объекту. Например: Яблоко красное, круглое, спелое, сладкое, сочное; спеет, зреет, краснеет, поспевает.
- "Скажи наоборот"
Педагог "рисует" на планшете объект. Например: кривая дорожка. Просим ребенка подобрать слово, противоположное по значению и нарисовать соответствующий объект (прямая дорожка).
• Грамматический строй речи
Варианты заданий:
- "Один - много" (образование множественного числа имён существительных). Предлагаем ребенку "нарисовать" на планшете и правильно назвать сначала один объект, а затем много таких же объектов. Например: гриб - грибы.
- "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Педагог "рисует" на планшете объект. Например: дом. Просим ребенка изобразить рядом этот же объект, только маленький, и назвать его ласково (домик).
- Употребление предлогов.
Предлагаем ребенку сконструировать какой-либо объект (например, дерево) и расположить фигурки - помощники по заданию педагога (зайчик под деревом, солнце над деревом, гриб около дерева) и т. п.
• Связная речь
Варианты заданий:
- Составление и распространение предложений по изображенным объектам. Например: Около дома растет елка. Около дома растет зеленая пушистая елка.
- Составление описательных рассказов к сконструированным картинкам.
- "Рисование" с помощью резиночек на планшете картинок - иллюстраций к небольшим стихотворениям и сказкам с последующим их пересказом. Например: "Заюшкина избушка".
1. Развитие мышления, внимания и воображения :
Варианты заданий:
- "Угадай, что это?"
Педагог "рисует" на планшете схематичное изображение какого-либо объекта. Ребенку предлагается угадать, что изобразил педагог.
- "Загадки"
Педагог загадывает загадку, а отгадку ребенок "рисует" резиночками на планшете. Например: Не птица, а с крыльями. Не пчела, а летает. Яркая, нарядная над цветами порхает (бабочка).
- "Продолжи узор"
Педагог "рисует" на планшете несложный узор из нескольких фигур и предлагает ребенку продолжить последовательность.
- "Будь внимателен"
Детям предлагается расположить геометрические фигуры на планшете под диктовку педагога. Например: в левом верхнем углу - желтый треугольник, в правом нижнем углу - красный квадрат, в правом верхнем углу - зеленый треугольник, в левом нижнем углу синий прямоугольник.
- "Чудесные превращения"
Педагог предлагает детям "оживить" геометрические фигуры, изображенные на планшете. Так квадрат можно превратить в домик, прямоугольник в чайник, а треугольник в самолет.
Это лишь примеры заданий и упражнений, в которые можно играть с помощью "математического планшета". Геоборд - это игра, которая является отличным пособием для обучения и развития. Игры с использованием Геоборда стимулируют мотивацию дошкольников и позволяют повысить эффективность коррекционной работы.
Список используемой литературы
1. Воскобович В. В., Харько Т. Г., Балацкая Т. И. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. - СПб; ООО РИВ, 2003
2. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». – М., Просвещение, 1973
3. Лалаева Р. И., Серебряков Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб; Союз, 2001
4. Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Н. Филичева. – 2-е изд. перераб. – М., Просвещение, 1990
5. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых». - СПб., Союз, 2000