Залия Гайфуллина
Игровое пособие «Умное солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ детский сад №25 г. Белорецк
МЕТОДИЧЕСКИЕ РУКОВОДСТВО
к многофункциональному игровому пособию «Умное солнышко»
(по математическому развитию детей дошкольного возраста)
Разработали:
воспитатели Гайфуллина З. М., Апкадирова Г. В
Данное игровое пособие предназначено для воспитателей детских садов. Пособие рекомендуется использовать в работе с детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности: НОД по математическому развитию, в совместной, игровой, индивидуальной.
Пояснительная записка
Публикация «Игровое пособие „Умное солнышко“» размещена в разделах
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.
Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навыки ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания. Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания. Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, способствует физическому и духовному здоровью, является методом обучения и закрепления. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении каких-либо знаний и причина этому состоит в том, что они быстро теряют интерес к обучению. Педагоги пользуются огромным разнообразием игр и пособий. Лучше, когда такое пособие сделано своими руками.
Данное многофункциональное игровое пособие по математическому развитию «Умное солнышко» выполнено из различного материала: поролона, фетра, ниток, ленточек, пуговиц.
Цель: развивать математические представления и лексико-грамматический словарь.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения детей различать оттенки разного цвета;
- закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал описывать их по характерным признакам;
- закреплять навыки счета, соотнесение цифры количеству предметов;
- закреплять навыки согласования числительного с существительным;
- обогащать словарный запас;
- формировать умение словесно обозначать форму предмета;
- выработать умение сравнивать, находить причинно-следственные связи;
Развивающие:
- развивать умение сравнивать предметы по высоте;
- развивать саморегуляцию и самоконтроль;
- развивать логическое мышление, память, творческое воображение, внимание, речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- развитие требовательности к себе;
- повышать уверенность в себе.
ВАРИАНТЫ ИГР
№1. Игра «Цифровые лучики»
Цель: учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов (больше, меньше, равно). Составлять и решать арифметические задачи.
Дидактический материал: солнышко, цифры и знаками: больше, меньше, равно.
Методика проведения: У солнца волшебные лучики. Они зовут нас поиграть с цифрами.
1 вариант. На концы лучей ставятся карточки с цифрами. Педагог предлагает детям сложить их в сумму, вычесть или сравнить.
2 вариант. Дети самостоятельно выбирают цифры и знаки, ставят на концы лучиков и придумывают арифметические задачи в соответствии с примерами.
№2. Игра «Назови геометрическую фигуру»
Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
№3. Игра «Найди отличия»
Цель:
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Задачи игры:
Продолжать развивать умение последовательно рассматривать
Продолжать знакомить с цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым, белым, серым, чёрным.
Развивать умения считать.
Развивать внимание, память, мышление.
Активизировать речь детей.
Форма организации: индивидуальная или подгрупповая.
№4. Дидактическая игра «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Содержание: Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
№5. Дидактическая игра «Ориентировка»
задачи:
-Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;
-Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад, слева (налево) – справа (направо);
-Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.
1. Вверху – внизу. Кто выше?
Цель. Развитие пространственных представлений.
Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.
В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.
Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».
В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.
№6. Дидактическая игра «Большой, поменьше, маленький»
Цель: поможет обучить ребенка понятию «величина». Объясните ребенку, каким образом он может определить, что один объект больше другого, а затем попросите его выполнить задания из этого пособия.
Обогащать словарный запас и навыки выразительной речи, упражнять в умении сравнивать три предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, поменьше, маленький.
Вариант №1.
Ход игры: игра проводится с тремя детьми. У одного ребенка большой цветок, у другого поменьше цветок, третьего маленький цветок. На столе разложены картинки. Дети выбирают предметы соответствующей величины.
Вариант №2.
Педагог раскладывает большие карточки, дает ребенку по одному предмету маленького размера. Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине.
№7. Дидактическая игра
«Рассортируй по величине или по цвету, или по форме»
Цель игры: закрепление знаний цвета, величины, развитие мелкой моторики рук. Развитие сенсорного восприятия
Задачи: 1. Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами;
2. Учить группировать предметы по определённому признаку;
3. Развивать усидчивость.
4. Развитие речи.
Содержание: Ребёнку предлагается разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называть изображённый предмет и его цвет. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях.