Наталья Мигулева
Использование методического пособия «Звёздное небо» при организации работы над проектом «Утро радостных встреч»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методического пособия «Звёздное небо» при планировании самостоятельной и совместной деятельности в работе над проектом
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Всё что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения, умение рационально планировать и организовывать собственную деятельность и доводить начатое дело до конца - оказывается особенно прочным. Программа «Детство» ориентирует воспитателя на создание интересной, содержательной жизни дошкольников, наполненной яркими впечатлениями, радостью общения, творчества. Включить детей в равноправное и равнозначное планирование совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельных действий детей, а также конечного результата - продукта (газета, макет др.) и его презентации помогает разработанное мною методическое пособие «Звёздное небо». Ценность методического пособия заключается не только в возможности планировать совместную и самостоятельную деятельности на весь проект, но и отслеживать детьми реализацию идей и качество проведенных мероприятий.
Публикация «Использование методического пособия „Звёздное небо“ при организации работы над проектом „Утро радостных встреч“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Звездное небо, созвездия
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Стимулом для создания пособия явилась технология Л. Свирской «Утро радостных встреч». Моё пособие позволило заменить трудоемкую работу с заполнением информационных листков и участвовать в планировании проекта даже детям младшего дошкольного возраста, так как в обозначении составляющих компонентов образовательного процесса и видов детской деятельности эффективно используется «метод наглядного моделирования».
1 часть. Описание.
Методическое пособие «Звёздное небо» разрабатывалось совместно с детьми. Оно представляет собой макет недели, на котором статично закреплены символы - планеты, обозначающие дни недели. Над ними белые звёздочки – это расписание непосредственно образовательной деятельности на год. Ниже расположена ракета, на которую с помощью двустороннего скотча прикреплены звёздочки голубого, красного и желтого цвета – это составляющие компоненты образовательного процесса. Голубые звёзды- организованная образовательная деятельность в режимных моментах, желтые –самостоятельная деятельность (то, чем дети будут заниматься самостоятельно в центрах активности, красные –продукт деятельности.
2 часть. Рекомендации по работе с пособием.
В ходе запуска проекта, в понедельник, во время «Утра радостных встреч», вырабатываем план на неделю. Идеи детей включаются в непосредственно образовательную деятельность и в образовательную деятельность в режимных моментах. А каждое утро следующего дня, в ходе группового сбора, дети планируют самостоятельную деятельность на текущий день. При планировании работы на текущий день, дети вспоминают: тему проекта, какие интересные дела решили выполнить,что успели сделать, а что нет, чему хотели бы научиться, в каком центре поработать.
Идеи детей станут основой для моделирования предметно- развивающей среды, и в группе появится всё то, что поможет реализовать интересы ребят по теме проекта.
Запуск проекта «Утро радостных встреч
Начало утреннего сбора: три хлопка в ладоши.
1. Приветствие (дети встают в круг).
Воспитатель. Ребята, хотите сегодня поздороваться друг с другом необычно? 1 хлопок – здороваемся носиками, 2 хлопка – за руку, 3 хлопка – обнимаемся.
Воспитатель. Как здорово и приятно! Правда, ребята! Хорошее у вас настроение? Предлагаю поиграть.
2. Подвижная игра «Хитрая лиса».
Цель: воспитание честности, развитие быстроты и ловкости, развитие умения соблюдать правила.
Ход игры: На ковёр кладётся обруч – «Дом лисы». Дети встают в круг и закрывают глаза, воспитатель, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Дети открывают глаза и спрашивают: «Хитрая лиса, ты где?» (3 раза). При этом все играющие смотрят друг на друга. Когда вопрос прозвучит третий раз, «хитрая лиса» быстро прыгает на середину круга и говорит: «Я здесь!». Дети разбегаются в разные стороны, а «хитрая лиса» их ловит и ведёт в свой дом. После того, как водящий поймает 2-3 человек, воспитатель говорит: «В круг!».
3. Запуск проекта.
Воспитатель. Дети, отгадайте загадки:
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (белка)
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
Водяные мастера,
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины. (бобры)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (рысь)
(воспитатель прикрепляет на доску картинки животных).
Воспитатель. О ком, мы будем говорить на этой неделе? Как мы можем назвать наш проект? (Дикие животные). Дети, а что вы знаете о диких животных? (воспитатель заполняет бланк «модель четырёх вопросов»).
Воспитатель. Что будет результатом (продуктом) нашего проекта? (газета, прикрепляем красную звёздочку, с изображением газеты). А кому мы расскажем о том, что узнали? (малышам)
Воспитатель. Где мы будем учиться? (на занятии, рассматриваем белые звёздочки - расписание ООД на год).
Воспитатель. Что мы можем вместе сделать? В какой день? (планируем ОД в режимных моментах на неделю - прикрепляем на пособие голубые звёздочки, обозначающие ОД в режимных моментах)
4. Презентация центров.
Воспитатель. Посмотрите, в подзорные трубы, что нового появилось в наших центрах? (дети замечают новые раскраски в центре «Художественная мастерская», сюжетные картинки в центре «Учимся говорить правильно»).
5. Планирование самостоятельной деятельности.
Воспитатель. Вспомните, что нового увидели в центрах и во что хотели бы поиграть самостоятельно? Посовещайтесь, с кем бы вы хотели поиграть? Что бы вы хотели сделать для изготовления нашей газеты? (планируем самостоятельную деятельность на текущий день)
Групповой сбор
Начало группового сбора: три хлопка в ладоши.
1. Приветствие (дети садятся на ковёр по кругу).
Воспитатель. Мы будем сегодня здороваться, называя друг с друга ласково «именами» детёнышей диких животных. Согласны? Начнём в правую или левую сторону? (левую)
Воспитатель. (поворачиваясь влево) Доброе утро, лосёнок! (следующий ребёнок поворачивается к сидящему слева от него, приветствует соседа - «Доброе утро, зайчонок!»)
Воспитатель. Молодцы! Вы знаете название детёнышей диких животных. Предлагаю послушать песенку.
2. Слушание песенки «Ёжик». (слова В. Москвина, музыка Н. Масленниковой).
3. Обмен новостями.
Воспитатель. Кирилл сегодня приготовил рассказ о ежах. А Вероника – выучила загадку и нашла картинки диких животных. Ребята хотят с вами поделиться.
Воспитатель. Вам понравилась информация, приготовленная детьми?
(дети хлопают выступившим).
4. Презентация центров.
Воспитатель. Я приглашаю вас на «поезд», давайте посмотрим, что же нового появилось в наших центрах (дети встают друг за другом, держась за плечи соседа, продвигаются от центра к центру, называя новое, что появилось в каждом центре).
Дети: В «Центре природы» - материалы для нового эксперимента, фигурки диких животных; в центре «Математика – это интересно» - лабиринты, в центре «Спорта» - подвижная игра; книги о диких животных - в библиотеке.
5. Планирование самостоятельной деятельности на день.
Воспитатель. Ребята, что нового вы увидели в центрах? Подумайте, чем вы хотите заняться и запланируйте свою самостоятельную деятельность (дети, посовещавшись, находят общие дела с другом, планируют самостоятельную деятельность).
В последующие дни проводится групповой сбор, где детьми планируется самостоятельная деятельность на текущий день. Ежедневный групповой сбор призван продемонстрировать итоги работы в Центрах активности, заразить детей желанием что-то сделать, о чём-то узнать, кому-то рассказать.
В пятницу пособие «Звёздное небо» полностью заполнено.
Чтобы обсудить результат работы над проектом, мы проводим итоговый сбор и презентацию проекта, выясняем: Чему мы научились? Что получилось из задуманного? Что нового узнали? Что понравилось? Что вызвало трудности? и др.
Используя пособие на протяжении двух лет. Я увидела, что планомерная работа позволила воспитать в детях самостоятельность, потребность доводить начатое дело до конца, уважение к сверстникам. Ребята стали внимательнее, научились формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, кратко, последовательно и логично излагать добытую ими информацию. Дети стали свободно планировать собственную деятельность, делать выбор, договариваться о совместной деятельности с друзьями, распределять роли и обязанности, презентовать свою деятельность.
Литература:
1. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2010.
2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., ЛагодаТ. С., Зуйкова М. Б. Проектнный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М. :Аркти,2005.
3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. ,- СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.