Леонтьева Татьяна Валерьевна
Методическое пособие «Веселый счет»
▼ Скачать + Заказать документы
Математический фартук «Веселый счет»
В методическом пособии представлено описание работы по направлению «познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) и «развитие познавательно-исследовательской деятельности» («сенсорное развитие») для детей младшего возраста.
Основная тематика (направленность) ресурса:
1. Количество и счет. Различать понятия «много», «один», «ни одного».
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
2. Величина. Сравнение предметов контрастных размеров (большой - маленький, по величине).
3. Форма. Геометрические фигуры. Знакомство детей с основными геометрическими фигурами, обучение их названиям и распознанию в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
4. Ориентировка в пространстве. Закрепление и расширение пространственных представлений ребенка: слева, справа, впереди, сзади, в середине и т. д.
1. Актуальность
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно – пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155). Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Дети проявляют спонтанный интерес к математике. Для реализации содержания познавательной деятельности (ФЭМП) важно подготовить необходимый материал с учетом психолого–возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Решению образовательных задач по математике способствует наглядность. При рациональном использовании наглядности процесс обучения математике становится более интересным и качественным.
Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекало внимание педагогов. К. Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались Макаренко А. С., Тихеева Е. И., Удальцова Е. И., Сорокина А. И. Ими было установлено, что с помощью игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях. На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, способные решать интеллектуальные и личностные задачи члены общества.
Развивающие игры и пособия являются ресурсом для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях обновления предметно пространственной среды при реализации ФГОС ДО.
По результатам педагогического анализа по формированию элементарных математических представлений возникла необходимость углубленно продолжать работу по формированию у детей представлений о количестве предметов, форме, величине, совершенствованию их сенсорного опыта посредством развивающих игр. Таким образом, возникла необходимость в создании опыта по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования авторского наглядного материала.
2. Новизна
Новизна данного опыт заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового авторского материала с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Принципы отбора содержания
Научность.
Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Наглядность.
Доступность - соотнесение содержания игр, объема материала с уровнем развития детей.
Непрерывность - сформировать интерес к математической деятельности.
Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Индивидуальный подход - эффективный способ развития личностных качеств ребенка через решение проблем разноуровнего обучения.
Безопасность.
Эмоциональное благополучие - создание спокойной доброжелательной атмосферы, веры в силы ребенка.
4. Принципы структурирования содержания материала
Отбор содержания соответствует возрастным особенностям детей.
Материал изложен в доступной форме.
Материал развивает у детей интерес к математике, любознательность.
Материал способствует становлению форм общения.
5. Цели:
Развивать у ребенка интерес к формированию элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
Выявить роль использования игровых форм обучения в развитии интереса у дошкольников в математике.
6. Задачи
Образовательные:
Закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Различать понятия «один» и «много».
Закреплять умения ориентироваться в пространственных направлениях «вверху», «внизу», «справа», «слева», «в середине».
Развивающие:
Развивать у детей интерес к игре.
Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, воображение, внимание, мелкую моторику.
Развивать у детей связную речь, активизировать словарный запас детей («много», «один», «ни одного», «круг», «квадрат», «треугольник», «вверху», «внизу», «справа», «слева», «в середине» и т. д.).
Развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина).
Воспитательные:
Закреплять навыки организованного поведения.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Приучать детей общаться спокойно.
7. Название ресурса: математический фартук «Веселый счет»
Математический фартук «Веселый счет» предназначен для формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Он состоит из восьми сегментов: «Фрукты - ягоды», «Снеговик», «Девочка Маша», «Домик», «Солнышко», «Цветок», «Игрушки», «Елочка».
Пособие математический фартук «Веселый счет» не потребует много материальных затрат. На основу фартука нашиваются сегменты: «Фрукты-ягоды», «Снеговик», Девочка Маша», «Домик», «Солнышко», «Цветок», «Елочка», «Игрушки». Для крепления съемных фигур использованы различные способы : пуговицы, тесьма, молнии, липучки. На елку можно повесить шарики, шишки, яблоки и пр.
Пособие соответствует возрастным особенностям детей. Оно многофункционально. Его можно применять при обучении таким основным категориям, как количество, форма, величина, ориентировка в пространстве, цвет.
Область применения:
Организованная образовательная деятельность (ФЭМП).
Совместная деятельность.
Самостоятельная деятельность.
Сегмент «Снеговик»
Игра «Что изменилось?»
Задачи:
- образовательные:
закреплять количественные представления; различать понятия «один», «много», «ни одного»; активизировать словарный запас: «много», «один», «ни одного»;
- развивающая:
развивать слуховое и зрительное восприятие;
- воспитательная:
воспитывать культуру общения.
Игра «Найди, что назову»
Задачи:
- образовательные:
различать понятия «один», «много», «ни одного»; активизировать словарный запас: «много», «один»;
- развивающая:
развивать слуховое и зрительное восприятие;
- воспитательная:
воспитывать культуру общения.
Сегмент «Елочка»
Игра «Что изменилось?»
Задачи:
- образовательные:
научить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления или убавления одного предмета; обозначать совокупности словами: «один», «много», «ни одного»; закреплять знания цветов: желтый, зеленый, красный;
- развивающие:
развивать сенсорное восприятие; способствовать развитию мелкой моторики рук;
- воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе игры, взаимопомощь, сопереживание.
Игра «Наряжаем елочку»
Задачи:
- образовательные:
устанавливать равенство и неравенство групп предметов («много – один», когда они расположены не в ряд; создавать условия для сравнения предметов по цвету; закреплять знания цветов: желтый, зеленый, красный;
- развивающая:
развивать сенсорное восприятие;
- воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе игры, взаимопомощь, сопереживание.
Сегмент «Девочка Маша»
Игра «Один – мало – много – ни одного»
Задачи:
- образовательная:
закреплять количественные представления о единичности и множестве предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»;
- развивающая:
способствовать развитию мелкой моторики рук;
- воспитательная:
способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Игра «Найди по цвету»
Задачи:
- образовательные:
закреплять умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый); учить группировать предметы по цвету;
- развивающая:
развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами;
- воспитательная:
способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Сегмент «Домик»
Игра «Где что находится?»
Задачи:
- образовательные:
различать и называть элементы, составляющие домик (квадрат, треугольник); сравнивать квадраты по величине (большой, маленький); учить обследовать формы осязательно-двигательным путем; закреплять пространственные представления (вверху, внизу, в середине); закрепить знания цветов (красный, желтый, голубой); обучать умению вести диалог с педагогом;
- развивающая:
развивать воображение детей;
- воспитательная:
воспитывать доброжелательность.
Игра «Один – много»
Задачи:
- образовательные:
учить сравнивать совокупность предметов; различать их пространственное положение (вверху, внизу, в середине);
- развивающая:
развивать наблюдательность и внимание;
- воспитательная:
формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Сегмент «Фрукты - ягоды»
Игра «Где что находится?»
Задачи:
- образовательные:
закреплять пространственные представления детей и обозначать их словами: «вверху», «внизу», «слева», «справа», «в середине»; уметь вести диалог с педагогом;
- развивающая:
развивать внимание у детей;
- воспитательная:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Игра «Один – много»
Задачи:
- образовательная:
совершенствовать представления о группах предметов («один – много»);
- развивающая:
развивать наблюдательность и внимание;
- воспитательная:
воспитывать культуру общения.
Сегмент «Солнышко»
Игра «Длинный, короткий»
Задачи:
- образовательная:
создавать условия для сравнения полосок по длине (длинная, короткая); развивать диалогическую форму речи;
- развивающие:
развивать мелкую моторику рук, развивать внимание;
- воспитательная:
доброжелательно общаться друг с другом.
Игра «Что изменилось?»
Задачи:
- образовательные:
закреплять понятия «один», «много», «ни одного» и обозначать совокупности этими словами; создавать условия для сравнения полосок по длине (длинная, короткая); умение выделять форму, цвет, как особые свойства предметов;
- развивающая:
развивать любознательность, внимание;
- воспитательная:
воспитывать культуру общения.
Сегмент «Цветок»
Игра «Что изменилось?»
Задачи:
- образовательные:
закреплять умение различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного» и обозначать их этими словами; закреплять знание основных цветов (красный, зеленый, желтый); развивать диалогическую речь;
- развивающая:
развивать мелкую моторику рук;
- воспитательная:
закреплять навыки организованного поведения.
Игра «Один – много»
Задачи:
- образовательная:
учить сравнивать группу предметов по величине и количеству;
- развивающая:
развитие мелкой моторики пальцев рук;
- воспитательная:
доброжелательно общаться друг с другом.
Сегмент «Игрушки»
Игра «Найди что назову»
Задачи:
- образовательные:
закреплять представления о том, что множество может состоять из разных элементов; развивать любознательность; формировать доброжелательное отношение друг к другу;
- развивающая:
развивать внимание, память;
- воспитательная:
доброжелательно общаться друг с другом.
8. Результаты, достигаемые при использовании образовательного продукта.
Для МБДОУ – создание условий для реализации ФГОС ДО. Увеличение количества методических разработок и передового педагогического опыта и их доступность для каждого воспитателя.
Для детей – повышение качества освоения программного содержания по формированию элементарных математических представлений воспитанниками на основе применения новых подходов к организации предметно – пространственной среды, с использованием современных развивающих технологий. (Приложение № 1)
Для педагогического коллектива – формирование профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития по математике и использование развивающих технологий, умение создавать авторские дидактические и развивающие материалы.
Для родителей – расширение поля сотрудничества с семьей.
9. Литература
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой Изд-во Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.
Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3-4 года)», Москва, Мозаика-Синтез 2015г.
Новикова. В. П. «Математика в детском саду» младший дошкольный возраст. Москва 2000 год.
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.
З. А. Михайлова. «Игровые задачи для дошкольников» - С. -П. «Детство - пресс. 2004.
Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. «Играя, учимся математике». - М., 2005.
Аргинская И. И. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников», Самара, Владос, 2003г.