Корженкова Галина
Методическое пособие «Ларец чудес»
▼ Скачать +Заказ
Методическая разработка
«Ларец чудес»
Методическое пособие «Ларец чудес» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и решает задачи социально-коммуникативного, художественно-эстетического и познавательного развития детей.
В настоящее время для нас, воспитателей и педагогов, остро встала проблема увеличения числа детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в поведении, эмоциональном и личностном развитии. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям.
Публикация «Методическое пособие „Ларец чудес“» размещена в разделах
Эта проблема подтолкнула меня к созданию методического пособия "Чудесный ларец", направленного на преодоление данных трудностей.
Всем известно, что играя, ребенок лучше усваивает материал. Играя, дети легко и непринужденно выполняют даже сложные задания. Хочу представить вам волшебный ларец. Данное пособие многофункционально и мобильно. В комплект входят наборы карточек, пуговицы, шнуровки и картинки. С его помощью можно проводить множество дидактических игр с детьми, развивающей направленности. Данное пособие можно использовать для работы с детьми 4-5 лет. Пособие может быть использовано в процессе индивидуальной работы с ребенком, а также может использоваться в работе с подгруппой детей.
Многим детям очень нравится играть с пуговками. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).
С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не обязательно их наклеивать на рисунок, выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц миниигрушки и даже делать украшения (бусы, например). А еще с ними можно делать массаж стоп и рук: опускаем ручки или ножки в коробочку с большим количеством пуговиц, водим по ним ручками или ножками, погружаем, а также пытаемся схватить пуговички пальчиками ручек или ножек. Для самых маленьких важно будет почаще изучать разные пуговицы: металлические, пластмассовые, гладкие, шершавые и др. ; находить в общем наборе пуговиц самую большую и самую маленькую; раскладывать их по разным кучкам по цвету или размеру; считать в них количество дырочек и т. п.
В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький, творческое воображение.
Совместная игра детей и педагога позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте, ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Актуальность развивающего пособия состоит в необходимости современно работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики, логики, мышления, памяти, творческого воображения, а так же цветового восприятия, закрепления понятий цвета, формы и величины предметов.
Практическая значимость пособия «Ларец чудес» много-функционально и мобильно. В его комплект входят наборы карточек, пуговицы, шнуровки и картинки. С его помощью можно проводить множество дидактических игр с детьми, развивающей направленности.
Дидактическое пособие получило название «Ларец чудес», потому что ребенок извлекает из ларца различные «сокровища», которые привлекают его своей уникальностью и загадочностью. В свою очередь, ребенок в процессе творчества раскрывает «сокровища» своей души и своего внутреннего мира. Это то ли не чудо!
Дидактическое пособие «Ларец чудес» поможет детям стать более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрыть свои таланты и поделиться своими проблемами; поможет справиться с негативными эмоциями; в увлекательной форме разовьёт психические процессы и творческие способности. Поскольку ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, поэтому это становится для него настоящей терапией.
Данное дидактическое пособие может быть широко использовано как воспитателями так и педагогами для индивидуальной работы и с подгруппой. Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и решает задачи социально-коммуникативного, художественно-эстетического и познавательного развития детей.
Цель – коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
содействовать развитию навыков общения и эмпатии у детей;
психологическая коррекция и профилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
уменьшать психоэмоциональное и физическое напряжение, стабилизировать эмоциональный фон;
формировать представления о себе;
развивать воображение и фантазию детей;
способствовать развитию саморегуляции поведения;
корректировать и развивать психические процессы детей;
содействовать развитию речи детей.
Картотека игр для работы с пособием «Ларец чудес»
Задачи:
изучить и закрепить знание цветов спектра;
развивать наблюдательность, слуховую и зрительную память, воображе-ние, мелкую моторику и коммуникативные качества;
развивать навыки счета.
1.«Пуговичная копилка»
Цель: научить соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговиц, развивать глазомер и навыки сопоставления.
Оборудование: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы.
Для этой игры нам потребуется пластмассовая банка с завинчивающейся крышкой. На крышке мы делаем прорезь, как в копилке. Затем предлагаем ребенку положить в нашу копилку пять красных пуговиц, три зеленых и т. д. И как только все пуговицы окажутся в банке, ребенок может открутить крышку, вернуть пуговицы на место и начать игру с начала.
2.«Картинки из пуговиц»
Цель: развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность
Оборудование: плоские пуговицы разных цветов и размеров
В начале игры педагог уточняет у детей, как называется профессия человека рисующего картины, и чем художники рисуют свои картины. Конечно, дети ответят что рисовать можно карандашами и красками, а педагог предложит необычный способ рисования – пуговицами. Для примера воспитатель показывает несколько картин, на которых выложены бабочки и домики из пуговиц. Затем ребенку предлагается пофантазировать и при помощи пуговиц нарисовать свою картину.
3. «В рассыпную»
Оборудование: нечетное количество пуговиц
На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы.
Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.
4. «Больше - меньше»
Для этой игры чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая.
Ведущий говорит:
- ищем самую большую пуговицу, - и высыпает все пуговицы из коробки на стол.
Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой.
Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание:
- ищем самую маленькую пуговицу
И так далее. Задания могут быть примерно такими:
-ищем пуговицу с тремя дырочками
- ищем треугольную пуговицу
- ищем самую большую красную пуговицу
Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).
Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.
5. «Шнуровка»
Оборудование: нитка (около 40 см, по пять пуговиц с четырьмя дыроч-ками каждая.
Каждому игроку выдается нитка и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.
Ведущий хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание
6.«Запомни и повтори»
Эта игра поможет развить внимание, память.
Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.
7.«Подбери дереву листья»
Оборудование: пуговицы зелёных и желтых оттенков
Для этой игры ребенку предлагается макет дерева, для которого необходимо подобрать пуговицы (они будут выполнять роль листьев) определенного цвета, в зависимости от времени года.
8.«Выложи картинку»
Оборудование: картинки
В начале игры ребенку предлагается выбрать картинку. Далее, при помощи пуговиц, необходимо повторить изображение с картинки. В случае усложнения задания, картинку можно выложить по памяти, убрав образец.
9.«Дорожки»
Детям предложили проводить до дома животных по лабиринтам. Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее.
10.«Пуговичное лото»
Оборудование: красочно иллюстрированная книга.
Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.