Екатерина Николаевна Филимонова
Методическое пособие «Этажи леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие «Этажи леса»
Пособие разработано с целью дополнения предметно- пространственной среды специальными пособиями для детей дошкольного возраста. Дидактическое пособие «Этажи леса» представляет собой макет дерева, которое делится на три сегмента: крона, ствол, корни. С каждым сегментом макета дерева можно проводить дидактические игры и выполнять задания. Дидактические игры к данному пособию разработаны нами самостоятельно и представлены в приложении «Дидактические игры». Во время выполнения дидактических заданий педагог должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребёнка. Для закрепления навыков каждое дидактическое задание следует проиграть не один десяток раз, тогда выполняемое задание сможет стать своего рода ритуалом. И только после этого ребёнок может перейти к самостоятельной деятельности.
Публикация «Методическое пособие „Этажи леса“» размещена в разделах
Именно наглядность пособия и возможность манипулировать с предметами помогает достигать многих целей и решать воспитательно-образовательные задачи, во многих образовательных областях:
• Социализация: развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
• Познавательное развитие: сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
• Коммуникация: развитие речи, активизирование словарного запаса детей.
• Художественное творчество: развитие эстетического восприятия заданному сюжету, затем самостоятельно.
Материалы пособия апробированы в работе с детьми МАДОУ «Детский сад № 41» города Верхняя Пышма.
Дидактическое пособие «Этажи леса» предназначено для детей дошкольного возраста от двух до семи лет.
Актуальность данного пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях.
Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Именно наглядность и манипуляция с предметами позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособия воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него.
Пособие многофункционально. Может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, мышления. Возможно применение пособия в учебной, свободной и совместной деятельности.
Уникальность данного пособия в том, что оно придумано и разработано нами самостоятельно. Оригинальность пособия состоит в том, что дидактические задания можно менять по мере взросления детей и роста их потребностей.
Пособие находит применение во многих образовательных областях и помогает достигать многих целей и решать воспитательно-образовательные задачи.
Методика использования пособия :
1. Пособие демонстрируется ребёнку.
2. Педагог объясняет и показывает воспитаннику возможные манипуляции с данным пособием, затем идет переход к совместной деятельности, после чего воспитанник может перейти к самостоятельной деятельности
Цель: Формирование основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи:
1. Уточнять и закреплять представления детей о деревьях
2. Обобщать знания детей о существенных признаках строения дерева (ствол, крона, корень).
3. Закрепить представления о птицах, животных. показать взаимосвязь с деревьями (какую пользу приносят птицы, животные дереву и наоборот).
4. Развивать познавательно-речевую активность (слоговая структура речи, правильное произношение слов).
5. Вызвать желание беречь природу, видеть всю красоту окружающей действительности.
Приложение "Дидактические игры"
Дидактическая игра «Засели жителей дерева»
Ход игры: Дети располагают птиц, животных на дерево, стараясь правильно разместить их на этажи.
Дидактическая игра «Птицы»
Цели и задачи игры: знакомить ребенка с обитателями дерева. Развивать наблюдательность. Сидящие на ветках плоскостные изображения птиц могут быть использованы в качестве зрительного ряда по лексическим темам «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», а также для закрепления количественного и порядкового счёта. Такие понятия как «слева», «справа», «выше», «ниже».
Ход игры: Воспитатель предлагает выполнить действия: «Посади на верхнюю ветку справа две совы, а на ветку ниже слева два снегиря». Дать возможность ребёнку самостоятельно поиграть с птицами.
Дидактическая игра «Кто где живет?» по экологическому воспитанию. Цель: формировать основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
В пособии наглядно демонстрируется понятие «этажи леса» и зависимость распределения животных от ярусов леса. Таким образом, в процессе игры дети уточняют и расширяют представления о лесе как многоярусном, многоэтажном доме. А также закрепляют знания о различных видах животных и насекомых, о месте их обитания в природе.
Ход игры:
Рассказать и наглядно показать детям, что лес – это дом и у него есть «этажи».
Примерный ход беседы:
Очень богат и разнообразен лес. Лес — это общий дом для растений и животных. Для лесной растительности характерна ярусность.
Если сравнивать лес с многоэтажным домом, то ярусы леса — это его этажи. Как на каждом этаже многоэтажки живут разные люди, разные семьи, так и на ярусах леса тоже живут, обитают разные растения и животные.
Но в лесу не так, как у людей. В обычном доме подсчет этажей начинается от земли, а у растений первый этаж ближе всех к свету.
1 этаж у растений – высокие деревья;
2 – образуют деревья пониже;
3 этаж, или ярус, занимают кустарники;
На 4 располагаются травы и грибы.
Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала — это подземный ярус. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Животные так же приурочены к тому или иному ярусу растительности.
1 - верхний ярус - птицы и насекомые;
2 - средний ярус - мелкие птицы, белки, бурундуки;
3 - нижний ярус – крупные животные, медведи, лисы, зайцы;
4 - четвертый ярус – насекомые, мелкие грызуны;
В почве – дождевые черви, кроты, мыши.
Дидактическая игра «Один–много»
Цели и задачи игры: согласовывать существительные (листочек, листочки) с числительными (один, много). Развивать мелкую моторику рук. Учить прикреплять детали с помощью липучки.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть дерево. Вопросы: Сколько листочков на дереве? Найди такой же листочек. Воспитатель предлагает увеличить количество листочков (прикрепить на дерево листочки при помощи липучки). Воспитатель задаё т вопрос: а теперь сколько листочков? Процесс прикрепления листочков может сопровождаться весё лой рифмовкой:
«Мы волшебники немного
Был один, а станет много»
Затем даём ребёнку возможность поиграть самостоятельно либо в паре с другим ребёнком.
Дидактическая игра «Насекомые»
Цели и задачи игры: уточнять и расширять словарный запас детей по лексической теме «Насекомые». Развивать связанную речь, мелкую моторику, воображение.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть дерево. Просит уточнить, какое время года изображено на макете. Обращает внимание на то, что в летний период очень много насекомых, они летают и ползают. Воспитатель предлагает уточнить названия насекомых. Затем предлагает поиграть в игру «Третий лишний». Например: нужно из предложенных насекомых на макете (бабочка, гусеница, божья коровка) взять в руки то насекомое, которое не может летать. Или установить связь между бабочкой и гусеницей (прежде чем стать бабочкой, бабочка была гусеницей). В этом случае божья коровка будет третьей лишней. После чего ребёнку даётся возможность самостоятельно поиграть с насекомыми. Прикрепляя насекомых на липучках, туда куда ему хочется, создавая сюжетную композицию по своему замыслу.
Дидактическая игра «Кто лишний».
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.
Материал: картинки с дикими животными и домашними животными, птицы, цветы, насекомые.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, найти лишнее из ряда и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».
Дидактическая игра «Загадочное дерево»
Цель: формировать умения отгадывать народные и литературные загадки о деревьях, листьях, плодах.
Материал: картинки с загадками