таня шаталова
Методическое пособие «Использование многофункциональной развивающей игрушки для дошкольников «Робот-пчела Bee-Bot»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное методическое пособие предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования. Оно поможет организовать как коллективные занятия с детьми, так и индивидуальную работу с программированным мини-роботом «Умная пчела». В пособии представлена методика использования этого робота для освоения основ программирования в соответствии с требованиями основной образовательной программы. Путем составления планов действий для робота и создания разнообразных заданий (приключений) дети развивают структурированное мышление, воображение, умение выявлять причинно-следственные связи, а также многое другое.
Темочки:
- Дидактические игры
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Робот-пчела «Bee Bot» и робомышь. Конспекты занятий
- Темочки
В данном пособии представлены технические характеристики робота и его оснащение, а также разработки игр и упражнений, которые могут быть использованы для обучения детей дошкольного возраста. Сегодня компьютерные информационные технологии играют все более значимую роль в различных сферах жизни людей, в том числе в образовании и воспитании детей. Использование технических и компьютерных средств становится неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому развитие компьютерных навыков у детей становится все более важным. Современный компьютер является мощным дидактическим инструментом с широкими возможностями, способствующим повышению эффективности учебного процесса.
Современный компьютер - это не просто учебный инструмент или объект изучения информатики, а мощное средство, позволяющее эффективно применять информационные технологии в образовании и воспитании детей. Уже с детского возраста важно ознакомить ребенка с различными методами моделирования деятельности, используя наглядные примеры и символику. Это поможет развить у него навыки сравнения, анализа и обобщения результатов своей деятельности.
Когда ребенок освоит логические операции, он станет более внимательным и научится ясно и четко мыслить. Он сможет сосредоточиться на сути проблемы в нужный момент и убедить окружающих в своей точке зрения. Это позволит ему легче и интереснее учиться в будущем, делая процесс обучения радостным и удовлетворительным.
Интерес к данной проблеме стал движущей силой для создания методического пособия, специально адаптированного для работы с дошкольниками. Одной из важных задач детского сада является внедрение образовательных модулей STEM-образования в педагогическую практику. Мы обратили внимание на преимущества мини-робота "Bee-bot" в этом контексте. Этот программируемый напольный робот идеально подходит для использования в дошкольных учреждениях. Робот-пчела "Bee-bot" помогает детям осваивать структурированную деятельность, развивает их воображение и предлагает широкие возможности для изучения причинно-следственных связей и многих других аспектов.
Новизна данного пособия заключается в изменении методики обучения воспитанников, а именно в интеграции исследовательской и изобретательской деятельности в образовательный процесс, а также в развитии навыков программирования с использованием мини-робота «Bee-bot». Педагогическая целесообразность этого подхода проявляется в возможности овладеть основами программирования через игровую деятельность, стимулирующую инициативу и самостоятельность у учащихся. Занятия с мини-роботом «Bee-bot» способствуют развитию коммуникативных навыков, познавательной исследовательской работы и технической грамотности.
Представленное методическое пособие имеет высокую практическую ценность, поскольку позволяет каждому ученику освоить основы программирования и робототехники через работу с мини-роботом «Bee-Bot». При выполнении игровых заданий учащийся развивает навыки ориентирования в пространстве, осваивает логические операции, научивается ясно и четко мыслить, а также умеет концентрироваться на сути проблемы и убеждать других в своей точке зрения. Эти умения и навыки играют важную роль в образовании школьников.
Этот методический материал представляет собой набор заданий, которые могут использоваться как на уроках, так и в качестве игрового материала для закрепления усвоенного материала. Он способствует развитию пространственного мышления, логики и навыков работы в команде у детей через увлекательные активности. Использование мини-роботов позволяет детям манипулировать физическими объектами, экспериментировать с ними в реальных ситуациях и легко изучать основы программирования. Цель данного пособия заключается в формировании познавательного интереса и активности у детей в различных видах деятельности, используя современные высокотехнологичные игрушки.
Возможно, следующий вариант будет более четким и информативным:
"С использованием мини-роботов «Bee-Bot» проводится работа по формированию у дошкольников основ инженерного мышления и стимулированию интереса к техническому творчеству. Этот метод способствует развитию интеллектуальных способностей, активизации познавательного интереса и поощрению творческой инициативы у детей дошкольного возраста. "
Задачи методического пособия :
Образовательные:
• познакомить с комплектом мини-роботов «Bee-Bot»;
•совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на ограниченной территории (игровое поле, понимать смысл пространственных отношений;
• дать представления об основных приёмах программирования. Развивающие :
• развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
• развивать психические функции : память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
• развивать творческую инициативу и самостоятельность;
• развивать умения составлять алгоритмы (основы программирования). Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
• формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, в малой группе (в паре);
• развивать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Методы, приёмы и формы реализации методического пособия. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, занятия проводятся в нестандартных формах – квест игра, соревнование, викторина, игровая ситуация, путешествие, игра взаимообучение.
Приемы наглядного метода : наблюдение, обследование предмета, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, просмотр видеороликов, показ мультимедийных материалов, иллюстраций.
Приемы практического метода : выполнение работ по схемам, таблицам и т. п. ; анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции, моделирование.
Приемы словесного метода : вопросы беседа, рассказ, пояснение, инструктаж, разъяснение.
Ожидаемые результаты реализации методического пособия :
воспитанники знают:
• основные компоненты управления роботом «Beе-Bot»;
• технику безопасности при работе с Beе-Bot «Умная пчелка»;
• понятия, применяемые в робототехнике, различают условную и реальную ситуации;
• принципы составления алгоритма программирования мини-робота Beе-Bot «Умная пчелка».
воспитанники умеют:
• управлять мини - роботом Bee – Bot «Умная пчела»;
• задавать программы управления;
• программировать роботу по заданному маршруту;
• самостоятельно программировать новые маршруты и траектории движения мини-робота Beе-Bot «Умная пчелка».
Ковер «Перелетные птицы» способствует обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет, забота о них, воспитывает бережное отношение к птицам. Активизирует словарь словами «водоплавающие», «насекомоядные», «стая», «вереница», «клин».
Ковер «Комнатные растения» учит детей различать данные растения по внешнему виду, обогащает словарный запас, побуждает детей к сравнительным характеристикам.
Ковер «Домашние птицы и животные» расширяет представления о домашних птицах и животных (внешний вид, разновидности). Развивает речь, обогащает и активизирует словарь по данной теме.
Ковер «Буквы» знакомит детей с буквами и звуками; развивает фонематический слух, внимание, память, мышление; формирует навык в подборе слов на заданную букву.
Ковер «Посуда» помогает формировать представление детей о разновидностях посуды, умение различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы посуды по сходным признакам (по назначению).
На начальном этапе дети знакомятся с роботом, как с волшебной пчелой, которая выполняет команды детей. Следующий этап – показ воспитанникам, как задаются программы. Затем дошкольники сами или с помощью воспитателя, учатся ставить небольшие программы.
Для превращения робота в других героев сконструированы различные шапочки.
Развитие познавательного интереса у ребенка происходит в процессе воспитания и обучения, через активную и содержательную деятельность, организуемую педагогами в разнообразных формах общения с взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка создается специальная предметно-развивающая среда, где он самостоятельно живет и учится.
Познавательное развитие важное направление, определенное в ФГОС ДО, которое способствует формированию познавательного интереса и познавательных действий у детей. Оно направлено на формирование представлений у детей в различных областях знаний, таких как математика, география, экология и другие.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с робототехникой - это сложный и длительный процесс, который требует систематической работы. Результаты, которые мы получаем, зависят от усердной деятельности и плодотворного взаимодействия педагогов с детьми как на уроках, так и во внеурочное время.
В процессе работы с методическим пособием дети развивают навыки выбора оптимальных путей решения задач, формируют положительное отношение к робототехнике, активно общаются с товарищами и взрослыми, участвуют в совместном создании маршрутов для мини-робота "Bee-Bot", занимаются техническим творчеством, учатся работать с различными источниками информации, принимать самостоятельные решения по программированию и корректировать движение мини-робота в зависимости от своих знаний и умений.
Дети научились эффективно работать в подгруппах, поддерживать друг друга, оказывать помощь и проявлять уважение к своим товарищам. Для детей, которые ранее были более замкнутыми, участие в таких активностях стало стимулом для саморазвития, что заметно как во время занятий, так и во время игр. Постепенно ребенок начинает ощущать себя независимым и уверенным, проявляет интерес к усвоению новой информации, насколько это соответствует его уровню готовности. Активное участие детей дошкольного возраста в разнообразных видам деятельности является неотъемлемым условием педагогического процесса, содействующим развитию их познавательных способностей.
Данное методическое пособие предоставляет широкие возможности для разнообразия форм взаимодействия с дошкольниками с целью знакомства ребенка с миром робототехники.