Деконская Екатерина
Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет «Хорошо здоровым быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи
1.2 Обоснованность
1.3 Срок реализации методической разработки
1.4 Основные принципы отбора материала
1.5 Методы, формы и режим занятий
1.6 Предполагаемый результат
2. Содержательная часть
2.1 Перспективный план.
3. Приложение
4. Информационное обеспечение
1. Пояснительная записка
1.1 Обоснованность
Публикация «Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет „Хорошо здоровым быть“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Данная методическая разработка «Хорошо здоровым быть», предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный практический материал направлен на оказание методической помощи в вопросах формирования здорового образа жизни, адресован педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Представленная методическая разработка– это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение здоровья и благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Основная цель дошкольного образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что именно в детском саду важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в старшем дошкольном возрасте, поэтому пропаганда здорового и безопасного образа жизни среди подрастающего поколения в настоящее время выходит на первый план. Любовь к физическим занятиям, оздоровительным процедурам, закаливанию, безопасному поведению должна прививаться ребенку с детства, именно поэтому, я как педагог, тщательно проанализировав свою работу, обобщила и применила новые способы мотивации детей к занятиям, которые вызывают у дошкольников чувство радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности, что отразила в своей методической разработке «Хорошо здоровым быть».
1.2 Цель
- поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Задачи
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить воспитанников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, двигательной активности, научить ребёнка анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
1.3 Срок реализации методической разработки
Срок реализации методической разработки - в течении 1 учебного года.
1.4 Основные принципы отбора материала
Данная методическая разработка : «Хорошо здоровым быть», составлена в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 6 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее МБДОУ детский сад № 6) и на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-368с.
Методическая разработка «Хорошо здоровым быть» составлена и оформлена исходя из условий МБДОУ детского сада № 6, потребностей воспитанников и их семей. Методическая разработка включает в себя перспективный план совместной образовательной деятельности по валеологии. Перспективный план составлен в соответствии с примерной моделью образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) МБДОУ детского сада № 6.
1.5 Методы, формы и режим занятий
Работа по направлению данной методической разработки имеет разные формы организации: традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тематические, интегрированные-оздоровительные, занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. Приучить детей к таким важным навыкам, как защита жизни и здоровья, уход за своим организмом, а также развить изобретательскую смекалку, экспериментировать, анализировать, рассуждать, делать выводы можно в игровой форме. Режим занятий – один раз в месяц.
1.6 Ожидаемые результаты реализации методической разработки
Ожидаемые результаты заключаются в следующем:
- сохранение и по возможности укрепление психосоматического здоровья дошкольников через овладение навыками ЗОЖ;
- формирование осознанного ценностного отношения дошкольников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;
- повышение уровня психологической комфортности в системах: «ребёнок– педагог», «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – детский коллектив», «ребёнок – родители»;
- улучшение взаимодействия семьи и МБДОУ детского сада № 6, социума при организации здоровьесберегающей деятельности.
2. Содержательная часть
2.1 Перспективное планирование по валеологии для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет)
Период Тема Цель Содержание
Сентябрь
(2 неделя) «Если хочешь быть здоров» Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и окружающим -Д/и «Части тела»
-Рассматривание иллюстраций
-Гимнастика для глаз
-Загадки
-Слушание аудиозаписи «Звуки природы»
-Д/и «Выбери полезные продукты»
-Д/и «Чудесная коробочка»
-Слушание аудиозаписи «Улыбка»
Октябрь
(1 неделя) «Комнатные растения» Закрепить и расширить знания о комнатных растениях, умения описывать их, узнавать и называть по описанию. Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения. Раскрыть значения запахов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение дошкольников к природе -Загадки
-Д/и «Назови цветок»
-Стихи о цветах
-Рассматривание картинок «Декоративные комнатные растения»
Физминутка «Цветы»
-П/и «Поймай бабочку»
Ноябрь
(2 неделя) «В гостях у королевы зубной щетки» Создание условий для формирования элементарных представлений о здоровом образе жизни -Инсценирование с помощью муляжей «Как кукла Маша познакомилась с предметами гигиены»
-Физминутка «Солнце глянуло в кроватку»
-Слушание аудиозаписи «Звуки леса»
-Загадка
-Рассматривание картинок «Витамины».
Декабрь
(3 неделя) «Берегите воду!» Совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека (вода-источник жизни необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека) -Слушание аудиозаписи «Шум переливаемой воды.
-Рассматривание глобуса.
-Экспериментирование с водой.
-Физкультминутка «Лед, вода, пар».
-Рассматривание картинок «Свойства воды».
Январь
(4 неделя) «Кто со спортом дружит-никогда не тужит» Развитие интереса у детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через пополнение знаний о спорте -Чтение стихотворения детьми «Чтоб здоровым быть сполна…»
-Игровое упражнение «Пересядьте те, кто…», «Доскажи словечко».
-Д/и «Найди пару», «Сложи картинку».
-Физкультминутка «Зарядка» (А. Барто)
Февраль
(2 неделя) «В гостях у Мойдодыра» Продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни; дать детям представление о понятии «гигиена». Активизировать словарь детей -Загадки от Мойдодыра
-Рассматривание предметов личной гигиены.
-Инсценирование отрывка стихотворения «Мойдодыр»
-Физкультминутка «Наши девочки устали».
-Рассматривание иллюстраций.
-Д/и «Запрещается – разрешается»; «Каждому свой домик».
Март
(1 неделя) «Страна Витаминия» Расширение и обогащение знаний детей о значении витаминов для здоровья человека. -Чтение письма от Карлсона
-Точечный массаж «Будем здоровы»
-Рассматривание иллюстраций «Фрукты и овощи»
-Электронная гимнастика «Чунга-Чанга»
-Игра «Разрезные картинки»
-Физкультминутка «Витаминный урожай»
-Игра на мольберте «Выбери картинку».
-Д/и «Витаминная карзина»
Апрель
(4 неделя) «Лекарственные растения» Расширять связь с окружающей средой, с социумом. Уточнить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь детей. -Рассматривание картинок и фотографий лекарственных растений.
-Загадки
-Д/и «Можно, нельзя»
-С/р. игра «Аптека»
-Инсценирование с помощью игрушек «Угощайтесь травяным чаем».
Май
(2 неделя) «Я и моя семья. Мы любим друг друга» Способствовать формированию у детей представление о семье и нравственных нормах, воспитание любви и уважения к родным и близким. -Рассматривание «Чудо дерева» с семейными фотографиями детей
-Стихи о семье
-Д/и «Подари семье радость», «Кувшин доброты», «Новоселье», «Хорошо-плохо»
-Пословицы
-Физкультминутка «Семья»
-Загадки
3. Приложение
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
Цель анкеты: выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
а) совсем не болеет
б) редко болеет
в) часто болеет
2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?
а) да
б) нет
в) частично
3. На что, на Ваш взгляд, должна семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
а) соблюдение режима
б) полноценный сон
в) достаточное пребывание на свежем воздухе
г) здоровая гигиеническая среда
д) благоприятная психологическая атмосфера
е) физические занятия
ж) закаливающие мероприятия.
4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
а) облегчённая форма одежды на прогулке
б) облегчённая одежда в группе
в) обливание ног водой контрастной температуры
г) хождение босиком
д) прогулка в любую погоду
е) полоскание горла водой комнатной температуры
5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?
а) да
б) частично
в) нет
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
а) на море
б) дома
в) в санатории
г) в деревне
д) другое ___
9. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями
10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы
г) в детском саду
11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) затрудняюсь ответить
12. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно
13. Нужна ли Вам помощь детского сада?
а) да
б) частично
в) нет
Спасибо!
4. Информационное обеспечение
Литература, использованная при подготовке методической разработки :
1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-368с.
2. Пензулаева Л. И., Физическое развитие для старшей группы, М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2012г.
3. Корепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольного – Волгоград : Учитель, 2011.-170с.
4. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. М., 2008.-96с.
Литература, рекомендованная для родителей. Семейное чтение:
1. • «Здоровье и болезнь» :
А. Акулин «Людоеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», В. Беспалов «Голубая льдинка», С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»
2. • «Движение и здоровье» :
стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Пркофьевой, Г. Сапгира; рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика», В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,
С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»
3. • «Полезная и вредная пища» :
стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой, рассказы Н. Коростылева, С. Козлова;
4. «Закаливание» :
рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»; А. Иванова «Как Хома зимой купался»;
5. • «Культурно-гигиенические навыки» :
стихотворения Э. Мошковской, Я. Акима, М. Газиева, Р. Куликовой, Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др. ;
6. • «Режим и здоровье» :
стихотворения Г. Ладонщикова, Р. Гейдера, Г. Граубина, С. Маршака, О. Дриза, В. Левина;
ЦОРы:
1. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/valeologiya-v-detskom-sadu.html
2. https://lebds3.org.ru/index.php/ot-instruktora-po-fizkulture/532-valeologiya-
3. https://levashov.edu.yar.ru/
4. https://gormetod.ucoz.ru/