Скоробогаткина Марина Станиславовна
Методическое пособие для детей с особыми возможностями здоровья. Офтальмотренажер «Здоровые глазки»
Цель: коррекция и профилактика нарушений зрительной системы у детей с ОВЗ.
Коррекционно – развивающие задачи:
• Развивать глазодвигательные навыки, повышать силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, улучшать кровоснабжение тканей глаза;
• Развивать периферийное и бинокулярное зрение, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
• Развивать навыки пространственной ориентации и зрительного анализа;
• Павышать остроту зрения, предотвращать переутомление зрительного аппарата;
Публикация «Методическое пособие для детей с особыми возможностями здоровья, Офтальмотренажер „Здоровые глазки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
• Корректировать функциональные дефекты зрения;
• Развивать познавательную активность, улучшать психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Среди наиболее распространенных заболеваний зрения выделяют следующие категории:
• Близорукость в большинстве случаев является приобретенным заболеванием. Нагрузка глаз приводит к нарушению функциональности зрительного аппарата.
• Астигматизм возникает при неправильной кривизне роговицы и изменениях формы хрусталика. Данное заболевание может иметь врожденную и приобретенную природу происхождения. Симптоматика проявления астигматизма следующая: снижается острота зрения при рассматривании предметов как на ближнем расстоянии, так и на дальнем, боль и быстрая усталость глаз.
• Косоглазие возникает при несинхронной работе глазных мышц. Данное отклонение указывает на работу только одного глаза. Глаз, который косит, не работает, это в дальнейшем приведет к снижению остроты зрения. В 2-3-х летнем возрасте наиболее активно формируется совместная работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может возникнуть косоглазие.
При работе с офтальмотренажером необходимо соблюдать общие правила:
- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их;
- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
- сосредоточить все внимание на глазах;
- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Актуальность
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с особыми возможностями здоровья именно с нарушениями зрения, которые могут привести к слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Работа по профилактике нарушений зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы эта работа представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.
ПАПКА № 1
Игровое упражнение «На приеме у офтальмолога»
Цель: выявление патологии органов зрения, снижение остроты или нарушение функций. Но стоит помнить, что такие методики способны выявить наличие или отсутствие явных проблем со зрением, но никак не поставить диагноз. Профессиональный осмотр является единственно правильным способом безошибочно проверить зрение ребенку.
Ребенку предлагается проверить зрение по таблице.
С плохим, ребята, зрением
Жить без очков — мучение!
Ты по улице родной
Ходишь робко, как чужой.
Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет – Илюша? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Плохо даже в мяч играть…
Нечетко видишь ты, мой друг?
Поблекли краски все вокруг?
И вместо книги чистый лист?
Поможет доктор окулист.
ПАПКА № 2
Упражнение «Цветовые ванны»
Цель: восстанавление активности зрительных клеток, активизация кровообращения в глазах.
Офтальмохромотерапия, то есть лечение зрения цветом, с помощью подбора соответствующего цвета можно снять утомление глаз, лечить близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дистрофические заболевания глаз.
Регулярное выполнение цветовых ванн — прекрасный способ стимулирования центральной части сетчатки, отвечающей за цветовосприятие и за остроту зрения.
Это упражнение способствует саморегуляции, т. к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
Дети, не закрывая глаз, прикладывают к глазам ладошки красного, серого и синего цветов.
ПАПКА № 2
Упражнение «Цветовые ванны»
Цель: восстанавление активности зрительных клеток, активизация кровообращения в глазах.
Офтальмохромотерапия, то есть лечение зрения цветом, с помощью подбора соответствующего цвета можно снять утомление глаз, лечить близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дистрофические заболевания глаз.
Регулярное выполнение цветовых ванн — прекрасный способ стимулирования центральной части сетчатки, отвечающей за цветовосприятие и за остроту зрения.
Это упражнение способствует саморегуляции, т. к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
Дети, не закрывая глаз, прикладывают к глазам ладошки красного, серого и синего цветов.
Упражнение «Цветовые пятна»
Цель: восстанавление активности зрительных клеток, активизация кровообращения в глазах.
На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных формах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах) :
– красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
- оранжевый или желтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость);
- синий, голубой или зеленый – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.
Глазки сегодня ужасно устали:
Радугу в небе мы рисовали.
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета!
ПАПКА № 3
Игра «Лабиринт» (Базарный В. Ф.)
Цель: развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.
Педагог предлагает ребенку провести героев к своему домику, ведя его по лабиринту, дети следят за перемещением предмета только глазами.
Бабочка летит над полями
Мы следим за ней только глазами!
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
ПАПКА № 4
Упражнение «Силуэт»
Цель: выработка бинокулярного и стереоскопического зрения.
Накладывание одного изображения на другое. На листе нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений. Детям предлагается наложить копии на контурные изображения.
Что же это за предмет?
Вижу только силуэт!
ПАПКА № 5
Упражнение «Путаница или зашумленные картинки»
Цель: выработка бинокулярного и стереоскопического зрения.
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга предметами и просят назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
Перепутал все художник
Нарисовал он все не так!
Машина снизу оказалась
А на ней разместился танк.
ПАПКА № 6
Метка на стекле (Аветисов Э. С.)
Игровое упражнение «ЧТО ЗА ДОМИКОМ?»
Цель: тренировка глазных мышц, сокращение мышц хрусталика, профилактика близорукости.
Ребенку предлагается рассмотреть силуэт, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит (можно поставить яркую игрушку).
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой
В доме я живу я тобой.
ПАПКА № 7
Упражнение со стереотренером
Цель: развитие восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.
Ловкость рук и меткость глаз
Проверяем мы сейчас.
ПАПКА № 8
Рассматривание стереокартинок
Цель: расфокусировка зрения и расслабление мышц глаз.
Глазкам нужно отдохнуть
Нужно глубоко вздохнуть…
Глазкам стало хорошо
Увидят мои глазки все!
ПАПКА № 9
Пальминг (У. Бейтс)
Цель : мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для начала выпрямите пальцы рук так, чтобы ладони приняли плоскую форму. Затем разотрите ладони до появления легкого, приятного тепла, разверните перед собой и сложите в подобие чаши, как будто хотите кого-то напоить, не пролив воду. Пальцы одной руки должны быть скрещены с пальцами другой, а ладони скруглены. Теперь приложите получившуюся конструкцию к верхней части лица, как будто надеваете очки: нос должен быть между мизинцами и свободно дышать, а глаза – оказаться в полной темноте внутри импровизированных чаш из ладоней. Во время выполнения упражнения глаза следует держать открытыми, По началу перед глазами может быть серая пелена или световые блики, затем постепенно наступит полная чернота.
ПАПКА № 10
Консультации, памятки для родителей, педагогов по коррекции нарушений зрения у детей