Еремеева Наталья Викторовна
Методическое пособие «Азбука культурного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ ЭТИКЕТ В ДРУЖБЕ
• нельзя обзывать других детей и давать им прозвища, это обидно;
• будучи недовольным чьим-то поведением, не нужно оскорблять обидчика, достаточно поругаться на его поступок («Ты гадко сделал, это нечестно!», но не «Ты дурак!»);
• с друзьями можно и нужно делиться игрушками;
• взяв чью-то вещь, необходимо обращаться с нею аккуратно, а потом вернуть владельцу;
• следует всегда здороваться и прощаться при встрече и расставании с товарищами;
Публикация «Методическое пособие „Азбука культурного поведения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Культура поведения для детей
- Темочки
• обидев кого-то намеренно или нечаянно, нужно попросить у того человека прощения и постараться помириться с ним (есть, кстати, немало считалок для примирения);
• нельзя дразнить более слабого и насмехаться над чужими неудачами – лучше предложить свою помощь;
• заболевшего товарища нужно почаще подбадривать своими телефонными звонками, а именинника – поздравлять;
• нельзя ябедничать понапрасну, однако о серьезных проступках следует уведомлять взрослых.
ДЕТСКИЙ ЭТИКЕТ В ГОСТЯХ
• перед тем как пойти в гости, нужно позвонить человеку и предупредить о визите (следует почаще практиковать такое вместе с ребенком в реальности или в игровой форме);
• идя в гости, лучше прихватить с собой небольшой гостинец к чаю или подарок;
• вести себя в гостях нужно спокойно, не бегать по всей квартире, не кричать громко и не заглядывать по всем шкафам в поисках «чего-нибудь интересного»;
• нельзя трогать вещи родителей своего приятеля или подруги;
• если пригласили к столу, следует кушать аккуратно и поблагодарить за угощение.
ДЕТСКИЙ ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ
• сидя за обеденным столом, нельзя укладывать на него локти и качаться на стуле;
• набирать пищу из общей посуды можно только специально предназначенными для этого столовыми приборами (ложка в салатнике, вилка на блюде с мясом);
• накладывать себе блюда нужно по чуть-чуть (вдруг что-нибудь не понравится);
• жевать нужно с закрытым ртом, с едой во рту не разговаривать;
• вытирать губы и руки нужно салфетками, а не одеждой или скатертью;
• куски торта и пирожные лучше есть ложечкой, а не брать в руку;
• после еды нужно поблагодарить того, кто это приготовил или подал к столу.
Детей от пяти лет и старше можно обучить основам сервировки. Пусть ребенок потренируется сделать все сам или поможет маме:
• стол покрывают скатертью или клеенкой;
• напротив каждого стула на столе ставят плоскую тарелку (отступив 2 см от края столешницы); поверх нее – глубокую, для первого блюда; салфетку кладут на верхнюю тарелку;
• ножи кладут с правой стороны от тарелок, повернув лезвиями к ним. Вилки располагают с левой стороны, острыми концами зубьев вверх. Ложки кладут параллельно краю столешницы, за тарелками, ручками в правую сторону;
• стаканы ставят справа, наискосок от тарелок.
В большинстве семей столы накрывают проще, но лучше, чтобы ребенок был осведомлен о торжественном варианте сервировки и умел пользоваться ножом и вилкой.
ДЕТСКИЙ ЭТИКЕТ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
• первыми здороваются младшие, и в любом случае, следует сразу же приветствовать знакомого при встрече, не дожидаясь его реплики;
• ко взрослым принято обращаться на “вы” и употреблять слова: “здравствуйте” и “до свидания” вместо “привет” и “пока”, уместных с ровесниками и родственниками;
• целовать и обнимать при встрече можно только близких и хорошо знакомых людей, при обоюдном согласии;
• повторно встретив кого-то в течение дня, нужно снова поприветствовать его, употребив любое уместное из следующих словосочетаний: “доброе утро”, “добрый день”, “добрый вечер” или “рад видеть тебя/вас снова”, или просто кивнуть и улыбнуться.
ДЕТСКИЙ ЭТИКЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Своим примером родители должны ежедневно воспитывать в ребенке вежливость и внимательное отношение к ближним. Для этого достаточно демонстрировать ему, например, как уступают место женщине в транспорте или пропускают вперед девочку на входе в помещение. И желательно всегда использовать в соответствующих ситуациях такие слова, как:
• - извини, прости;
• - спасибо, благодарю;
• - пожалуйста, будь добр;
• - будь здоров, приятного аппетита;
• - доброе утро, спокойной ночи и т. д.
Когда вежливые слова являются естественным и привычным фоном в повседневной жизни ребенка, его даже не придется специально к ним приучать. Он и сам переймет у старших членов семьи все вежливые выражения.
Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.