Сараева Мария
Методическое описание опыта работы тандема «Педагог-педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье рассмотрен первый опыт тандема формы «педагог-педагог». Наставник – Тимофеева Ольга Александровна, педагог дополнительного образования. Наставляемая – Сараева Мария Александровна, педагог дополнительного образования. Представлены цели, задачи, запросы наставляемого, этапы работы, формы взаимодействия и дальнейшие планы.
Цели работы тандема:
• повышение профессионального потенциала наставляемого
• передача личного профессионального опыта наставника
Публикация «Методическое описание опыта работы тандема „Педагог-педагог“» размещена в разделах
• обучение рациональным приемам и методам работы
Главные общие задачи работы при возникновении тандема
• способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
• развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
• ориентировать наставляемого на творческое использование передового опыта в своей деятельности;
• прививать наставляемому интерес к деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
В практической части работы по запросу наставляемого мы сформировали для себя несколько направлений, по которым работали в течение года.
1. Инструменты педагога для представления своей профессиональной деятельности.
2. Планирование работы при выездных мероприятиях.
3. Работа с папкой критериев эффективности педагога дополнительного образования
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом и иметь своею сложившуюся систему педагогического опыта. Необходимо еще развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами, т. е. перенимать чужой опыт работы и делиться собственными разработками.
Поэтому, принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:
во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации наставляемого, получает удовлетворение от работы и общения с ним в профессиональной деятельности;
в-третьих, выполнение функций наставника может и должно помочь в развитии педагогического опыта наставляемого, повышении его педагогической квалификации, а также способствует росту доверия к нему в коллективе;
в-четвертых, поскольку наставничество носит субъектный характер, педагог-наставник может не только делиться собственным опытом с наставляемым, но также и учиться у него, расширяя свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и др. Особенностью нашего взаимодействия с наставляемой является, в том числе, реверсивное взаимодействие.
На основе беседы с наставляемым я, как наставник, выявила:
• основные профессиональные трудности, испытываемые наставляемым;
• цель и задачи профессионального взаимодействия;
• этапы работы;
• основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
• промежуточный и конечный результаты работы.
Начало работы наставляемой совпало со сложностями представления результата педагогической деятельности в условиях пандемии. На помощь педагогу пришли онлайн-концерты, которые, в свою очередь, мотивируют как педагогов, так и детей, помогают увидеть результат работы, проанализировать деятельность педагога и учащихся, выявить успехи и ошибки.
У наставляемой возникли вопросы:
как подготовить онлайн-концерт с хорошим результатом?
как организовать видеосъемку?
какое приложение использовать для монтажа?
Для решения данных вопросов было принято начать совместную деятельность, поскольку педагог-наставник имеет еще и техническое образование и давно занимается подготовкой данного вида концертной деятельности.
Работу по данной теме мы разбили на несколько этапов:
• Работа с детьми перед съемкой онлайн-концерта
• Выбор техники, места
• Разобрали правила съемки видео для концерта, особенности работы с детьми во время съемки
• Рассмотрели сайты, на которых можно скачивать музыку для онлайн-концерта
• Рассмотрели приложения, где можно монтировать видео
• Рассмотрели приложения, где можно сделать заставки и анимацию
• Продумали действия по техническому и эстетическому оформлению, режиссерскому решению онлайн-концерта
• Осуществили совместный монтаж видео наставляемого и наставника
• Наставляемый осуществил самостоятельный монтаж
Во время пандемии выездных мероприятий с детьми практически не было. Трудность наставляемого заключалась в составлении документов, работы с родителями, проведении инструктажа для детей. Поэтому данная тема была выбрана следующим вектором работы тандема.
Был разработан алгоритм действий, который мы применили на практике.
1. Знакомство с локальными актами ДДТ, с документами, которые нужно составить при выездных мероприятиях.
2. Подготовка необходимых документов: список детей, список сопровождающих, маршрут выезда
3. Ознакомление с приказом учреждения о выезде на конкретное мероприятие.
4. Сбор письменных согласий родителей ребенка на выезд.
5. Прохождение инструктажа по технике безопасности педагогом при выезде на мероприятие.
6. Инструктаж детей о поведении при выезде на мероприятие.
7. Проверка наличия костюма, реквизита, соответствующей одежды и всего необходимого для выезда на мероприятие у учащихся.
8. Проведение совместного выезда на мероприятие.
9. При чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях с участниками мероприятия необходимость незамедлительно информировать ответственное лицо учреждения.
10. При возвращении в образовательное учреждение проверить по списку обучающихся и передать их родителям (законным представителям) в установленном порядке.
11. После окончания мероприятия доложить ответственному должностному лицу о результатах.
12. Подготовить методичку с алгоритмом для выездных мероприятий.
Всего на этом этапе работы было 2 выезда с детьми на мероприятие и составлен методический продукт.
На сегодняшний день ведется работа с папкой критериев эффективности педагога дополнительного образования, в чем очень нуждается наставляемая.
Идет изучение документов, рассматриваются критерии эффективности по видам деятельности педагога, оценка качества работы, ведётся сбор и систематизация документов по необходимым критериям.
В работе использовались различные формы взаимодействия наставника и наставляемого:
• Самостоятельное изучение наставляемой материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону, WhatsApp и по электронной почте.
• Личные консультации в заранее определенное время и по мере возникновения необходимости.
• Поэтапный совместный разбор практических заданий.
• Взаимодействие на практических занятиях организованных методической службой ДДТ «Современник»
Личные встречи педагогов проходили два раза в месяц. Остальные вопросы решались онлайн в приложениях WhatsApp и ЯндексПочта. По данным способу связи отправлялась информация, ссылки на сайты и приложения, музыка, сценарии.
Процессы взаимодействия, события, совместные мероприятия
Педагоги посещали мероприятия, проводившиеся методистами ДДТ «Современник». На данных мероприятиях обсуждались проведение занятия, самоанализ, формы работы наставников и наставляемых. Также посетили семинар-презентация "Особенности внедрения ЦМН в дополнительном образовании. От теории к практике" ДДЮТ Выборгского района СПб
«Творческий» характер отношений между наставником и наставляемым обусловил наш подход к результату. Мы работали вместе, деля ответственность за результат. Подобная модель позволяет наставляемому быстрее вовлечься в работу и получить необходимые знания и в теории, и на практике. Такая модель формирует слаженную работу наставника и наставляемого и способствует быстрой адаптации молодого педагога. Выбор подобной модели наставничества обусловлен большой нагрузкой наставляемого и наставника, что облегчает быстрое вхождение наставляемого в рабочий и творческий процесс.
Итоги совместной работы тандема
В нашем случае можно говорить об итогах работы и совместных результатах наставничества, т. к. эта работа велась планомерно и систематически, имела конкретные практические цели и задачи, была полезной как для участников тандема, так и для нашего образовательного учреждения.
Наиболее ощутимый общий результат работы:
• повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников тандема, слаженность работы, следование общим целям и интересам;
• развитие личностно ориентированных отношений между коллегами, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике.
Для наставника итогом стало повышение своего педагогического опыта, профилактика профессионального выгорания, новые творческие идеи для работы с детьми, новые формы проведения мероприятий в рамках воспитательной работы с детьми. Дало способность как педагогу развить гностические способности, умения учиться самому, способности систематизировать изученное, способности проектировать развитие своей деятельности, конструктивные способности, умение сделать сложное доступным.
Думаю, удалось поддержать способности наставляемого устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими педагогами, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.
Развить организаторские способности: умение организовывать детей, вести их за собой,
включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.
Как для наставляемой считаю огромным плюсом в начале моей карьеры педагога стало то, что моим наставником стала Ольга Александровна. Это была программа наставничества, в которой мне готовы были помочь, и помогали на всем протяжении включения в профессию. Решение вопросов проходило без назиданий и авторитаризма, все проблемы мы решали сообща в ходе беседы.
Начало моей работы попало на дистанционный период, поэтому не все задачи и шаги включения в новые обязанности педагога, как нового специалиста, мне были ясны. Исходя из этого я четко формулировала свои вопросы и темы, которые надо пояснить. Например, я плохо ориентировалась в составлении документов при выезде, для этого мы составили наш совместный продукт – «Памятка о планировании работы при выездных мероприятиях». Данная памятка помогает мне и сейчас, когда мы с коллективом выезжаем на конкурсы, я знаю алгоритм, который делает мою работу эффективнее, я трачу меньше времени на ее выполнение.
Работая в тандеме с Ольгой Александровной, я узнала новые сайты, приложения, методы работы с детьми. Сейчас мы работаем над сложным направлением – «Папка критериев эффективности педагога дополнительного образования». Есть пункты, которые я не до конца понимаю, поэтому мы разобрали каждую часть, что она значит, и что туда входит. Наш тандем точно разрешил все мои вопросы, совместно мы проработали мои проблемные места.
Педагог имеет большой объем работы, но я знаю, что мой наставник всегда мне поможет в возникающих вопросах, и мы совместно решим различные сложности.
Планируемые результаты:
Вступления на конкурсах и участие семинарах
Совместная работа позволила быстро и качественно решать задачи профессионального становления наставляемого, включать его в проектирование развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе, повышать его профессиональную компетентность. Считаю свою роль педагога-наставника как проводника и защитника интересов наставляемого, консультанта и контролера на данном этапе работы завершенной, но имеющей возможность продолжения.