Кутузова Елена
Методическое объединение «Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду Ягодка было проведено методическое объединение. Тема "Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста. Мастер-класс " Рисуем песком".
С самого раннего детства человек по крупице приобретает бесценный опыт. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Значение сенсорного развития в этом возрасте трудно переоценить. Оно направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, непроизвольного внимания и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Темочки:
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и среднего дошкольного возраста использую нетрадиционные дидактические игры, сделанные своими руками, продуктивную и исследовательскую деятельность (проекты, пескотерапию. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО. Мой проект предусматривает использование различных форм и методов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными и игровыми видами детской деятельности. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер индивидуальной продуктивной деятельности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны : мелкая моторика и артикуляция звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность кисти, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sand-art», в переводе "Искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка
Цели:
Предоставить возможность детям потрогать явления окружающего мира, т. е. решать сенсорные задачи.
Отходить от стереотипов и шаблонов, структуры традиционного обучающего занятия в пользу предоставления детям свободы выбора в действиях и игрушках (по условиям ФГОС, соблюдая принцип вариативности образовательного процесса.
Помогать ребенку в раскрытии любой лексической темы.
Обеспечивать доступность психодинамической игротерапии.
Помочь ребенку научиться заботиться о себе самом, окружающих и жить в согласии.
Учить через собственный опыт сотрудничеству, выполнению правил взаимодействия.
Задачи:
Развитие мелкой моторики рук, сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала.
Знакомство с инновационной техникой рисования.
Формирование психологического здоровья детей.
Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.
Модуль включает три вида занятий:
игра с песком в юнгианской песочнице;
рисование песком на специальных световых столах;
рисование цветным песком на картоне.
Возможности применения этих приемов велики - начиная от сенсорного развития и заканчивая арт-терапией. В арт-терапии рисование по песку в основном связано с медитативными свойствами материала. В качестве материала, заменяющего песок, используются кофе, соль, чай или другие мелкозернистые вещества.
Организационно-педагогические условия
Занятия по рисованию песком проводятся в затемненном помещении под музыку, группами (не более 6) по возрастам и индивидуально два раза в неделю. Подготовлена студия песочной анимации (6 столов с подсветкой + стол педагога, камера и проектор) и стандартная песочница с набором необходимых фигурок или их изображений. Отведено место для двигательных упражнений и психогимнастики.
тей".