Наталья Алтунина
Методический семинар «Православный праздник Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Пояснительная записка
к методическому семинару на тему
Подготовила:
Алтунина Наталья Юрьевна
воспитатель
первой квалификационной категории
Г, Балабаново,2018
Слайд 2
Публикация «Методический семинар „Православный праздник Пасха“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Пасха, пасхальная тема
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: обобщение и распространение опыта работы по теме: Православный праздник Пасха»
Задачи:
познакомить коллег с моим опытом работы по теме «Православный праздник Пасха»
Найти наиболее современные формы работы по теме.
Слайд: теоретическая база опыта
Свою работу осуществляю через интегрированный подход с использованием ИКТ,
опираюсь на программу А. В Бородиной, использую её наглядный и демонстративный материал,
использую материал программы «Добрый мир» и интернет сайтов.
Строю свою деятельность с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, и ФГОС ДО
Работа осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста.
Слайд: Актуальность 3
Народные праздники по самой своей природе педагогичны. Они всегда включают в единое праздничное действие детей и взрослых.
Приходится с печалью и сожалением говорить о том, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции и обычаи передавались в семье из поколения в поколение, «из уст в уста», от «сердца к сердцу» Современные родители зачастую и сами не знают истории своего рода.
Поэтому наша задача –возродить интерес к истории наших предков, научить детей пользоваться богатствами нации, воспитать патриота своей Родины с духовно-нравственными качествами.
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обрядами русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.
Слайд 4
Сегодня я хочу познакомить Вас с проектом «Пасха в гости к нам пришла», который был разработан для детей дошкольного возраста и помог познакомить их с историей и традициями праздника «Пасха»
Цель данного проекта
Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.
Задачи:
Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Пасхи, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.
Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».
Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных пасхальных звонов.
Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).
Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.
Создать условия для реализации творческой деятельности.
Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.
Участники проекта:
Дети старшей и подготовительной группы.
Воспитатель группы.
Родители.
Ожидаемые результаты:
Сформированные представления у детей о праздновании православной Пасхи.
Участие в проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла».
Участие в выставках: «Пасхальное чудо»,» Пасха Красная».
Тип проекта: творческий, досуговый, детско – взрослый.
Принцип построения: интегративный.
Продолжительность: среднесрочный (четыре месяца).
Ресурсное обеспечение:
материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для презентации.
Формы взаимодействия с семьё й: информирование о теме, целях, задачах, актуальности проекта; предоставление консультативного материала для проведения бесед; побуждение к совместной деятельности с детьми.
Слайд 5
Этапы реализации проекта:
Теоретически – консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).
Подготовительный (составление плана проекта, сбор материалов, изготовление пособий, атрибутов, декораций).
Анализирующий (выяснение уровня сформированности у детей представлений о празднике Пасха).
Ознакомительно – формирующий (циклы занятий в различных образовательных областях по данной проблеме, организация родителей для помощи проведения данного проекта).
Оформление выставки «Пасхальное чудо».
Проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла».
Совместное участие в районном конкурсе рисунков и поделок на тему :«Пасха Красная»
Слайд 6
Работа п проекту осуществлялась в несколько направлений
Знакомство с детьми с неделями Великого поста.
Беседы и ОД и чтение художественной литературы- направленные на знакомство с историей и традициями праздника.
Творческая художественная деятельность, подготовка к выставке экспонатов.
Музыкальная и театрализованная деятельность
Разучивание народных игр, песен, слушание музыкальных произведений по теме
Слайд 7 Игра
Великий пост - это ведущая нас к Богу.
Сам Господь Иисус Христос постился дней, и поэтому наш пост длится столько же. Великому посту предшествует Масляная неделя, во время которой мы начинаем готовиться к нему, уже не кушая мясные продукты, например
Первые дни поста очень строгие. Всю неделю в совершается особое богослужение, во время которыми священники читают канон святого Андрея Критского.
Святой Андрей давным-давно составил его, сокрушаясь о своих грехах. И сегодня канон святого Андрея помогает нам правильно настроить свою душу уже в самом начале поста.
Чем же отличается пост от остального времени? Верующие в эти дни не кушают мясные продукты, и
Кроме этого, христиане всегда должны воздерживаться от всякого зла. Пост - самое подходящее время учиться этому. Те, кто соблюдает пост, стараются быть добрее друг к другу.
В эти дни надо почаще бывать в и побольше молиться!
А еще мы стараемся в пост поменьше смотреть или вообще не смотреть.
Слайд 8 Недели Великого поста
Торжество Православия
Первое воскресение Великого поста называют Торжеством Православия в память о том, как в девятом веке после долгих гонений было восстановлено почитание святых икон. В этот день в наших храмах проходят особые молебны, во время которых Церковь молится о том, чтобы как можно больше людей обратилось к Богу.
Григорий Палама
Во второе воскресенье Великого поста совершается память святого Григория Паламы, жившего в XIV веке. Он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святитель Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Продолжателями этого делания стали старцы Киево-Печерской лавры.
Крестопоклонная неделя
В этот воскресный день, когда прошла уже половина Великого поста, на середину храма выносится Крест Господень. Глядя на страдающего на Кресте Иисуса Христа, верующие получают силы на продолжение поста и избавление от зла в своей душе.
Иоанн Лествичник
В четвертое воскресение Великого поста празднуем память Иоанна Лествичника, написавшего книгу, в которой показывается лестница (лествица, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
Мария Египетская
Пятое воскресение Великого поста посвящено Марии Египетской. Она была великая грешница, но сумела раскаяться и стала великой святой.
На молитве она стояла в воздухе и переходила воду как по суше. Ее жизнь – пример неизреченного Божия милосердия к кающимся грешникам.
Шестое воскресенье –Вербное
Слайд 9
Как проходит пасхальная служба в церкви?
Воспитатель: Служба на Пасху в церкви начинается в полночь и длится до утра. Начало ее знаменует начало праздника. Пасхальная служба особенная - она праздничная и легкая. После ее посещения на душе светло и как-то особенно торжественно.
Основная часть службы длится с половины двенадцатого до четырех утра. Храмы в эту торжественную ночь, как правило, переполнены. Прихожанам, желающим попасть на богослужение, следует выходит из дома заранее, чтобы хватило места. Храм украшают белыми цветами, священники облачаются в торжественные одеяния, остальные служители церкви тоже нарядно одеты. Пение в эту ночь радостное и легкое, в церкви много свечей и в их свете таинственно золотятся оклады икон. Служба сопровождается Благовестом - особенным колокольным перезвоном.
Слайд 10 Вопросы, интересующие детей
Почему мы красим яйца на Пасху?
Воспитатель: Существует легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар. Богачи несли в подарок правителю золото, а Мария Магдалина решила принести императору Тиберию куриное яйцо и весть о воскресении Христа. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит свой цвет на красный. В тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивленный донельзя император произнес «Воистину воскрес!».
Отсюда и пошел обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями.
Почему на Пасху пекут пасхальные куличи?
Воспитатель: Кулич занимает важное место в пасхальном ритуале. Он символизирует память о том, что Иисус Христос после Воскресения вкушал пищу вместе с апостолами.
Издавна сложился обычай на Пасху оставлять в церкви хлеб, на котором был изображен крест, что означало победу над смертью. Этот хлеб затем с крестным ходом обносили вокруг церкви и оставляли на общем столе в монастыре. В субботу, после благословения, его раздавали верующим. Едят куличи и пасхи всю Пасхальную неделю.
Сегодня практически каждая семья печет или покупает готовые куличи, освящает их в церкви.
Почему кролик является символом Пасхи?
Воспитатель: Кролика стали отождествлять с богиней Эострой и приходом весны. В Европе стала популярна легенда о пасхальном зайце, который якобы нес яйца и прятал их в саду.
Возникла традиция дарить детям сладких шоколадных и марципановых зайцев. Со временем эта традиция слилась с христианским праздником Воскресения Господнего, или Пасхой. В настоящее время в некоторых странах принято дарить детям в праздник Пасхи сладких зайцев или кроликов, и цветные яйца.
Христоваться
Христосуюсь – целоваться троекратно в знак поздравления с праздником пасхи.
Я в воскресенье светлое
со всей своею вотчиной
христосовался сам!
(А. А. Некрасов).
Мероприятия, проводимые мной по реализации проекта:
Слайд 11. Беседы и экскурсии
«Жизнь Иисуса Христа»
«Пасхальные обычаи и традиции», «Пасхальные блюда и их значение», «Страстная неделя», «Почему на Пасху принято дарить именно яйца?», «Вербное воскресенье. Традиции и обряды».
Просмотр презентации для детей о празднике Пасха.
Чтение стихотворений о Пасхе, знакомство с пословицами и поговорками о Пасхе.
Слайд 12 Праздники и традиции
Провожу праздник использую игры, заучивание стихотворений, песен. После окончания праздника устраиваем праздничный стол, приглашаем гостей из других групп.
Слайд 13 Художественно - творческая деятельность детей:
Раскрашивание картинок, раскрашивание яиц.
Рисование «Веточка вербы».
Поделка «Пасхальный цыплёнок».
ОД на пасхальные темы
Слайд 14 Знакомство с пасхальными играми :
«Не урони яйцо», «У кого дальше укатится?», «Верба хлест», «Горелки» и. т. д.
Консультация для родителей на тему «Пасхальные приметы»,
«Великий Пост и пища во время поста»,
«Как сделать пасхальную поделку» - Мастер класс.
Слайд 17 Результаты работы:
• Заинтересованность детьми и родителями православными праздниками
• Проект «Пасха в гости к нам пришла»
• Картотека пасхальных игр
• Подборка стихотворений на пасхальные темы
Планируемые мероприятия:
Посещение храма, встречи с отцом Димитрием детей и родителей.
Сотрудничество со школой, посещение праздника Пасхи и др. пр.
Литература:
Программа А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»
1. Шевченко Л. Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под редакцией Л. Н. Антоновой. - М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.96 с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 208