Нукрева Александра
LEGO-конструирование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребёнок в детстве не научился творить,
то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Каждый ребенок, начиная с самого раннего возраста, стремится исследовать окружающий мир и изобретать что-то новое. Он разбирает игрушки и собирает их вновь, чтобы узнать из чего они состоят. Для осуществления данных стремлений можно применять LEGO-конструирование, которое дает детям возможность использовать фантазию в создании различных объектов из элементов конструктора. Использование LEGO в игре и учебной деятельности позволяет развивать у детей усидчивость, воображение, память, мышление и другие навыки.
Публикация «LEGO-конструирование в ДОУ» размещена в разделах
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из которых «LEGO – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».
Актуальность использования LEGO-технологий в свете внедрения ФГОС ДО:
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Современный мир, который принес нам много полезного, но и забрал у наших детей все свободное время ЛЕГО-конструктор может стать настоящей палочкой выручалочкой для родителей и педагогов.
Хотелось бы сказать, что ЛЕГО конструктор учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.
Цель:
развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и создать благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Задачи:
1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
4. Обучать конструированию по образцу, чертежу, схеме, условию, замыслу, по теме.
Новизна моего опыта заключается в использование LEGO -конструкторов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Конструктор LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Использование LEGO-конструкторов помогает реализовать образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
В чём польза конструкторов LEGO для ребёнка? LEGO-конструирование
специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.
Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребёнка-дошкольника возможностями.
Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества LEGO-конструкторов :
широкие технические характеристики;
многофункциональность;
эстетический внешний вид;
возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность».
Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности LEGO-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность.
Когда мы видим ребенка, занятого конструктором, нам кажется, что он только весело проводит время. Также мы знаем, что так оттачиваются практические навыки и углубляются знания. Но что конкретно происходит в голове ребенка при этом?
Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.
Эту идею поддержал и развил в исследованиях Л. А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.
Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.
Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять их в речи.
Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию.
Кроме того, эта игра развивает творческое мышление. Большим достоинством LEGO является возможность собирать его по своему вкусу: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.
По мнению ученых, собирание конструктора положительно влияет на ребёнка больше, чем рисование и лепка из пластилина. При рисовании и играх с пластилином результат не всегда получается успешным. А вот при игре с конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое, что формирует уверенность в себе и даже лидерские качества.
На сегодняшний день, в детском саду «Аленький цветочек» ведется кружковая работа по легоконструированию, где LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой и в учебной деятельности. Это даёт детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживлённой, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими строителями. Все конструкторы «LEGO» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. На занятиях по легоконструированию осуществляется работа с конструкторами серии:
Полесье;
LEGO Classic;
LEGO DUPLO.
Базовый набор для детей 5–7 лет (ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования) :
— «Лото с животными». DUPLO;
— «Городские жители». DUPLO;
— «Общественный и муниципальный транспорт». DUPLO
— «Большая ферма». DUPLO
— Caf +Базовый набор.
— «Городская жизнь». LEGO.
Базовый набор для детей 5–7 лет (конструирование как деятельность, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования) :
— «Кирпичики». LEGO для творческих занятий;
— «Гигантский набор». DUPLO.
Знакомить малышей с LEGO-конструктором в детском саду начинаем уже с маленького возраста. Малыши знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте ребята учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дети способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дети овладевают способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. В результате ребёнок получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
Проведение работы осуществляется по следующему алгоритму:
1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
3. Сборка частей модели. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
4. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).
5. Игровая деятельность с постройками.
Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, ознакомлении с окружающим миром. Лего-конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Лего — это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Детей, увлекающихся легоконструированием, отличают: богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Дети — маленькие фантазеры. LEGO-конструирование дает им возможность развиваться, чувствовать себя волшебниками, воплощать свои идеи. Наша задача — создать все условия для данного вида деятельности и стать помощниками в освоении новых навыков в конструировании.
Все эти данные подтверждают актуальность использования легоконструирования в ДОУ, как средства всестороннего развития детей.
Реализация работы по LEGO-конструированию в детском саду способствует:
- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
- обеспечению работы в рамках ФГОС;
- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;
- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
- повышению профессионального уровня педагогов;
- участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- участию воспитанников ДОО в конкурсах по легоконструированию.
В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать леготехнологии с учетом современных требований. И конечно же очень надеюсь, что в дальнейшем в нашем саду мы сможем применять в работе не только LEGO-технологию, но и робототехнику. Современному обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
И начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.