Кристина Лебедева
Методический анализ сказки «Иван-царевич и Серый Волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы с художественным произведением
Иван – царевич и Серый Волк
Подготовительная работа:
1)Беседа (актуализация знаний)
Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"
- Как вы их понимаете?
2) Рассказ учителя
Публикация «Методический анализ сказки „Иван-царевич и Серый Волк“» размещена в разделах
Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.
3) Использование произведений малых жанров
Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:
" В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка- ежка у окна.
Догадайтесь, кто она? " (Сказка)
«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят»
«У кого ты не спроси (Волк)
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его…» (Иван)
Как эти отгадки могут быть связаны на нашем уроке?
(Мы будем читать о них сказку.)
- Посмотрите на иллюстрацию на экране. (Показать репродукцию картины " Иван царевич на сером волке").
4) Работа со словарем
- Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.
-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.
5)Подбор синонимов
ПОХИТНИК-воришка
КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.
ЗАДОЛИТ-одолеет.
НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз
НАУТЁК – очень быстро, бегом.
ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.
6) Прогнозирование содержания по иллюстрации
Репродукция картины В. М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке»
Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.
-Кто изображён на картине?
- Где находятся герои?
-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?
- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)
- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).
7) Прогнозирование содержания по названию
Прочитайте название сказки. Кто её автор? («Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.)
Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.
Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку.
Первичный синтез:
- Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)
1 часть. Зачин. (читает учитель).
- Как звали отца братьев?
- Что необычного росло в саду царя Берендея?
- Что стало происходить с яблоней?
- Как решили помочь сыновья отцу?
- Кому удалось выявить похитника?
- Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?
- О чём пригорюнился отец-батюшка?
2 часть. Основная. (читают дети по смысловым частям)
- Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?
- Почему Серый волк стал помогать главному герою?
- что необычного было в Сером волке?
3 часть. Концовка. (дети читают самостоятельно)
- Что вы можете сказать о поступке братьев?
- Кто помог оживить волку Ивана-царевича?
- Какими словами заканчивается сказка?
- Как называется этот приём в сказке?
Чтение сказки. Работа в группе.
- Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям в команде. Распределите роли. (Иван-царевич, Серый Волк, автор, цари) Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».
Проверка первичного синтеза
Понравилось ли произведение?
Что особенно понравилось?
Когда было страшно?
Что вызвало смех?
Когда героя было жалко?
Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?
Как вез Волк Ивана-царевича?
Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?
Анализ :
1)Составление плана
- Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.
- Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.
- На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.
1. Похищение яблок.
2. Испытания Ивана- Царевича.
3. Справедливость.
2) Восстанови события
- События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.
- Вспомните правила работы в парах.
3) Постановка вопросов
- Какие отношения были между Иваном- царевичем и Серым волком? Почему?
- Как вы думаете, почему в этой сказке волк добрый и становится верным другом Ивану?
- Что необычного в изображении Серого волка?
Вторичный синтез:
1) Работа с пословицами:
Дружба - великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
- Подходят ли эти пословицы к нашей сказке? Докажите.
2) Синквейн
- Ребята, давайте попробуем составить синквейн к слову волк.
(1. Тема или предмет (одно существительное) 2. Описание предмета (два прилагательных)
3)Вывод
Наш урок подходит к концу. Говорят : «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т. д.)
-Понравилась ли вам сказка? Почему?
- Назовите признаки этой волшебной сказки?
- А какая особенность этой сказки? (Троекратные повторы)
- Ребята, а чему учит эта сказка?
4)Перечитывание (подготовка к пересказу, чтению по ролям, выразительному чтению, отбор материала для характеристики героя)
Иван - царевич был красивым молодым парнем, был одет подобающе. На нём были красные сапоги, красная кофта и красные штаны, так же у него имелся меч и колчан со стрелами. У него были светлые волосы, и он был широкоплечий, Иван - царевич обладал здравым умом и мог решать трудные жизненные ситуации.
Иван-царевич — младший и послушный сын царя. В образе Ивана- царевича преобладают качества идеального сказочного героя : он молод, хорош собой, отважен, решителен, деятелен, добр и честен, смел, силён, храбр, наблюдателен.
Слово царя-батюшки для Ивана-царевича — закон. В сказке Иван-царевич ошибается, совершает неправильные поступки, но всегда исправляет свои ошибки и искупает вину.
В трудную минуту Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. Иван-царевич проходит через ряд испытаний, совершает подвиги, рискует жизнью прежде, чем достигает желанной цели и счастья.
В сказке «Иван царевич и серый волк» Иван-царевич осуществил следующие действия и поступки: добросовестно стерёг отцовский сад, выловил Жар-птицу, но не удержал, потому остался с её пером, поехал её искать, нашёл Жар-птицу с помощником серым волком, но забыв про волчьи наказы, тронул золотую клетку, нашёл златогривого коня с помощником волком, но забыв про волчьи наказы, тронул уздечку, нашёл Елену Прекрасную с помощником серым волком, но будучи не допущенным волком к её похищению, отправился один пешим обратно, а затем на настигнувшем его сером волке с Еленой Прекрасной, спрятав Елену Прекрасную, отдал царю Кусману обернувшегося в Елену Прекрасную серого волка, забрав коня златогривого, спрятав коня златогривого с Еленой Прекрасной, отдал царю Афрону превратившегося в коня златогривого серого волка, забрав Жар-птицу, поблагодарив серого волка, поехал на златогривом коне с Еленой Прекрасной и Жар-птицей домой, погнался на сером волке за убившими его братьями, настигнув их, простился с серым волком, поблагодарив его, вернувшись к отцу с Жар-птицей, поведал ему о своих похождениях, вскоре женившись на Елене Прекрасной.