Аня Жарикова
Воспитание патриотизма с помощью фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству -это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». В. А. Сухомлинский.
Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Воспитание патриотизма с помощью фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В «Концепции дошкольного воспитания»(1989)говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину-задача особенно актуальная сегодня.
Патриотическое воспитание-понятие емкое. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям. Потому-то все, что усвоено в этот период, -знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. По определению С. И. Ожегова, «патриот-это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь, проникнутый патриотизмом».
В ноябре 2009г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В данном документе определены направления, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формирование собственной личностной культуры.
Успех приобщения дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат».
О пословице хорошо сказал Я. А. Коменский : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойстве народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).
Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.
Особенное место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой-богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражаясь с различными чудовищами (Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке,-писал он,- великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». Дети и сказка не разделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказкой своего народа должно обязательно быть в воспитании каждого ребенка.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих героев земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества, средством приобщения к народной культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представленные в таких праздниках, как Рождество, Крещенье Господне, Пасха, Масленица, Троица и так далее. Праздники и развлечения-яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствует нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы дети узнают многое о своей стране.
Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает посещение музея. Материалы экспозиций музея представлены в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа- самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми- настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я- россиянин! Я горжусь своей страной». Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что от того, как мы будем решать задачи воспитания, зависит будущее наших детей и нашей страны.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М. :ЦГЛ. 2004
2. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство- пресс», 2004
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Линка- Пресс- М. 2003
4. Ожегов С. И. Толковый словарь
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. : Радьянская школа. 1988
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х. / К. Д. Ушинский; Под. Ред. А. И. Пискунова. -М. : Педагогика, 1974