Ольга Качура
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть :
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
Публикация «Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.
В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.
В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.
Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.
В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Размещение материалов в группе для детей старшего возраста.
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п.
Книжный уголок:
развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;
формирование и расширение представлений об окружающем мире.
Уголок природы:
обогащение представлений детей о многообразии природного мира;
воспитание любви и бережного отношения к природе;
формирование начал экологической культуры;
развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Уголок строительных игр:
развитие мелкой моторики рук;
представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве;
развитие воображения, логического и образного мышления.
Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Уголок ролевых игр:
обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.
В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Музыкальный уголок:
формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
Уголок театрализации:
формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Уголок детского творчества:
формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности;
формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Физкультурно-оздоровительный уголок:
развитие двигательной активности и физических качеств детей.
Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей
Уголок занимательной математики:
формирование элементарных математических представлений;
развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т. д.
• Уголок безопасности /Центр ПДД. Центр пожарной безопасности/ :
знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе;
формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
В центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:
- «Хозяин» – регулировщик или Светофорик;
- макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения;
- набор дорожных знаков;
- дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т. д. ;
- атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.
Уголок уединения:
обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Центр труда, уголок дежурств:
обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников /организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, организации труда в уголке природы. организации трудовых поручений и работы с дежурными, организации ручного труда.
Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:
• принять цель труда;
• выделить предмет труда;
• предвидеть результат труда;
• спланировать трудовой процесс;
• отобрать необходимое оборудование;
• довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.
Центр Юный краевед:
обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями региона, в котором они проживают, с природными условиями региона;
сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях.
Уголок «От зёрнышка до булочки», где дети могут проследить весь путь от зёрнышка до каравая через разнообразные экспонаты с использованием фотографий.
Мини – музеи «Родной город».
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на дет
ей. [/b]
1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум, при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Список нормативных документов и научно-методической литературы.
Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями
Речевое
развитие
Познавательное развитие
Физическое
развитие
Социально –
коммуникативное
развитие Художественно-
эстетическое
развитие
Центры
• Речевой центр
• Центр книги
• Центр речевого
развития или уголок речи
/грамотности/
• Центр «Здравствуй,
книжка!»
• Центр «Будем
говорить правильно»
• Логопедический уголок
• Центр науки, экологии и
экспериментирования
• Центр «Мы познаём мир»
или Уголок краеведения
• Центр сенсорного развития
• Центр конструктивной
деятельности
• Центр математического
развития
• Центр экспериментирования
• Центр двигательной
активности
• Центр сохранения
здоровья
• Спортивный уголок «Будь
• здоров!»
• Центр игры
• Центр безопасности
(Центр ППД. Центр
Пожарной безопасности)
• Центр социально –
эмоционального развития
• Центр труда, уголок
дежурств
• Центр активности
(центр сюжетно- ролевых игр)
• Центр изодеятельности или уголок творчества
• «Умелые руки»
• Центр музыкально-
театрализованной
деятельности