Оксана Васильевна Коковина
Методические рекомендации по созданию и использованию дидактической игры «Бери кузовок, да ступай в лесок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте – это первые шаги к развитию сложной мыслительной деятельности детей.
Нередко воспитателям приходится создавать собственные игры, вкладывать в них правила, творить материал и придумывать игровые действия, сопряжённые с определённой дидактической задачей.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Прогулки в лесу, правила поведения на природе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2013
Для меня одним из основных принципов в создании дидактических игр является максимальная комплексность игрового материала, который должен быть рассчитан на решение нескольких дидактических задач. Примером воплощения данного принципа является дидактическая игра «Бери кузовок, да ступай в лесок».
В состав игры входит корзиночка, нарисованная и вырезанная из обычного картона, и несколько карточек (12х10 см) с крупным изображением грибочка, цветочка и ягодки. На корзиночке с цветной стороны следует наклеить тонкий поэлителен в виде небольшого кармашка, в который поместится 3-4 карточки.
Набор карточек делится на два комплекта: в один входят карточки с приближённым к реальному изображением (при этом должны быть по два одинаковых изображения каждого образа, в другой – с «волшебным» или «сказочным» изображением, т. е. грибочки, цветочки и ягодки имеют чёткий цвет спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый, которого в реальности у данных объектов нет.
Основной целью рассматриваемой игры является освоение цветовой гаммы, а также формирование элементарных математических представлений. В процессе игры дети усваивают такие понятия, как «один – много – ни одного» при ответе на вопрос «Сколько?», группируют предметы по цвету и образу, находят в контексте предложенного разнообразия одинаковые предметы, т. е. учатся анализировать и сравнивать.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ребятам пойти в лес. Они имитируют посадку в поезд или в автобус и «едут» в желанный лес. При этом воспитатель спрашивает ребят о том, что они будут делать в лесу, какие растения они могут там увидеть и каких животных встретить, и что им необходимо взять с собой (например, корзинку для грибов, цветов и ягод).
Воспитатель раскладывает на столе карточки с приближённым к реальному изображением грибов, цветов и ягод и просит детей при рассматривании карточек ответить на вопросы «Что это?». Воспитатель предлагает одному из детей найти одинаковые грибочки (цветочки, ягодки). Затем воспитатель оставляет «на поляне» только цветы и одну карточку с изображением грибочка и задаёт вопросы «Сколько грибов? Сколько цветов? Сколько ягод на поляне?». После этого одному из детей предлагается собрать в корзину только грибы, или только цветы, или только ягоды. При этом одну карточку с изображением грибочка (цветочка или ягодки) можно поместить в кармашек корзинки. «Что мы соберём в корзинку?» - спрашивает воспитатель, дети отвечают и совершают действия.
После этого воспитатель предлагает детям поехать на «волшебную поляну». Они снова имитируют посадку в транспорт и, пройдя ряд препятствий (ручеёк, овраг, болото, кочки и т. д., приезжают на эту поляну. Воспитатель раскладывает на столе карточки с нереальным изображением грибочка, цветочка и ягодки и начинает игру с начала: спрашивает «Что это?», просит сгруппировать картинки по образу (грибы, цветы и ягоды) и по цвету, помещая при этом образец в кармашек корзины.
Затем воспитатель оставляет на столе только карточки с изображением грибов и одну карточку с изображением ягодки. Дети отвечают на вопросы «Сколько грибов? Сколько цветов и сколько ягод на поляне?».
Затем воспитатель раскладывает на столе только грибы и говорит: «Мы пришли на поляну, где растут только грибы. Как называется эта поляна? Или какая она?». Правильный ответ детей: «Грибная». Таким же способом словообразования дети получают прилагательные «цветочная» и «ягодная».
Только при первом рассмотрении эта игра выглядит как непосредственно-образовательная деятельность. После того, как дети освоят основные принципы группирования образов, смогут называть общий признак, можно будет играть индивидуально или в небольшой группе, сидя за столом, используя корзину, как демонстрацию образца и предмет накопления образов. Данная игра помогает хорошо организовать деятельность воспитателя с конкретным ребёнком, которому необходима помощь в освоении указанных выше умений.
Игра может быть продолжена в продуктивной деятельности, когда воспитатель предлагает детям слепить грибы, ягоды, нарисовать цветы карандашами, красками, используя приёмы аппликации и пластилинографии.