Альбина Журавлева
Методические рекомендации по развитию у детей младшего дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Журавлева А. В.
Методические рекомендации
по развитию у детей младшего дошкольного возраста
умения ориентироваться в пространстве.
Детей младшего дошкольного возраста начинают учить различать пространственные направления от себя : впереди (вперед)- сзади (назад, слева (налево) – справа (направо). Основой для различия пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) – со спиной. Из этого следует что в начале учебного года важно проверить, умеют ли дети ориентироваться на себя, все ли названия частей тела и лица они знают.
Публикация «Методические рекомендации по развитию у детей младшего дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Во время умывания или одевания педагог, разговаривая с детьми, называет части тела и лица: «Вымой нос, подбородок, протри лоб», «Надень на голову шапку», «Повяжи на шею шарф». Развитию ориентирования помогают так же дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.
Детей одновременно упражняют в различении парных взаимообратных направлений: вверху -внизу, спереди – сзади, слева – справа (левая – правая). Так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если педагог постоянно связывает называние руки с выполняемыми ею действиями, и прежде всего характерными для каждой руки. Малыши могут назвать, в какой руке они держат ложку, а в какой – хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу.
Упражнения в различении и назывании рук связывают с выполнением и других действий. Например, на музыкальном и физкультурном занятии педагог предлагает детям взять флажок в правую руку или в левую руку взять длинную ленточку, а в правую – короткую, просит малышей сказать, в какой руке у них тот или иной предмет.
В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание следует уделять развитию умения определять различные стороны на себе: голова – вверху, ноги – внизу, правая нога, левая нога, правое ухо, левое ухо и т. п. Данную работу можно проводить как индивидуально, так и с небольшим подгруппами детей. Педагог просит их дотронуться руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая – левая. Малыши узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая – левая. Проводя упражнение, нельзя рассаживать детей друг против друга, в круг или по углам, потому что в таком случае нарушается однородность в восприятии пространства. Все дети и педагоги должны стоять или сидеть лицом в одну сторону. Продолжительность упражнений не должна превышать 3-5 минут.
Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать пространственные направления от себя : вперед, назад, направо, налево. Например, педагог просит взять флажки (погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой то момент внимание детей акцентируется на том, что синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывают им в левую сторону. По указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они учатся по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д. Можно использовать игры «В прятки», «Куда бросили мяч?». Такие игры-упражнения можно повторять 6-8 раз, им отводится примерно 4-5 минут.