МААМ-картинки

Методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

Любовь Николаевна Ахтонова
Методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

При организации педагогического процесса стимулирующего развитие сюжетно-ролевой игры, важно исходить из следующих положений:

1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражение действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом.

Публикация «Методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. В ролевой игре точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного мотива.

3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ребёнок входит в ситуацию, хотя и не через своё «я», но через «я» соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актёра к персонажу, которого он играет. Обычно актёры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус «актёра», что положительно сказывается на результате, и в конечном счёте на общем развитии.

4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении разнообразного материала. Следует иметь в виду, что сюжетно-ролевая игра строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними.

5. Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая «заземляет» её, делает неповторимой и значимой Эмоция, сопутствующая реплике, придаёт ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией.

6. Ролевая игра способствует формированию сотрудничества и партнёрства. Ведь её разыгрывание предполагает охват группы детей (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу.

7. Ролевая игра имеет образовательное значение. Поощряется всякая выдумка, ибо в обычных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, понимающие других люде. Особую роль сюжетно-ролевая игра приобретает при реализации компетентносноориентированного подхода к образованию. Задача формирования таких компетентностей как готовность к разрешению проблем, информационная и коммуникативная компетентность предъявляет свои требования к способам и средствам развития игровой деятельности дошкольников.

Большое место в педагогическом процессе ДОУ, как в обучающих играх, так и в самостоятельных играх дошкольников, должны занять знаково-символические средства (схемы, модели, алгоритмы) раскрывающие ролевые взаимодействия, последовательность ролевых действий персонажа, сюжетосложение. Важно побуждать детей к самостоятельному продумыванию сюжетной линии, к обсуждению придуманного и здесь на помощь приходят знаки и символы, которые обеспечивают наглядную основу воображаемой ситуации.

Создание предметно-игровой среды требует некоторой проблематизации для ребёнка. Она может быть выражена во внесении несвойственных предметов в определённую игровую среду (в младшем возрасте, изменением ролевого поведения и атрибутики персонажа (в средней группе, введением необычных персонажей в сюжет (старший возраст) и т. д. Возможно применение «провокаций» со стороны взрослого, целью которых является создание проблемной «жизненной» ситуации в игре, требующей от ребёнка соответствующих действий по её разрешению.

Не следует забывать и об обогащении игрового опыта детей. Для этого необходимо наполнить образовательную среду разнообразными источниками информации, позволяющими в любой сюжетно-ролевой игре и при её обсуждении уточнить необходимую информацию, получить новую информацию, доказать свою точку зрения, подкрепив высказывания точными данными. К таким источникам информации можно отнести: альбомы с иллюстрациями по разным сюжетам игр, художественную литературу, энциклопедии, картины, диафильмы, аудио и видеозаписи (по возможности).

Для развития игрового взаимодействия между детьми следует включить в работу

элементы психотренинга, писхогимнастики которые могут стать частью обучающих игр и подготовят дошкольников к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций, поиску наиболее эффективных форм ролевого взаимодействия.

В самой сюжетной ролевой игре заложены предпосылки формирования ключевых компетентностей, недаром её называют ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Следовательно, важно обеспечивать соответствующий уровень её развития. В качестве диагностических процедур можно предложить следующее:

Методика 1. Изучение игровых предпочтений.

В ходе обработки данных необходимо сопоставить ответы детей с наблюдением за их самостоятельной ролевой игрой и только тогда делать выводы о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах и действиях с игрушками.

Методика 2. Изучение взятия ребёнком на себя роли (Д. Б. Эльконин).

Методика 3. Изучение возрастных изменений в подчинении правилу в игре (Д. Б. Эльконин).

Методика 4. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Проект «Сюжетно-ролевая игра «Больница» Проект «Сюжетно-ролевая игра «БОЛЬНИЦА» (срочный, вторая младшая группа) Проблема: -Внешний интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2014 в 17:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД