Наталья ляцкая
Методические рекомендации по развитию процесса общения у дошкольников со стёртой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию процесса общения у дошкольников со стёртой дизартрией.
Принципы коррекционной работы
В большинстве случаев стёртая дизартрия влечет за собой нарушение системы отношений личности. Поэтому необходимо применение комплексного воздействия при коррекции коммуникативной функции данного речевого нарушения.
Публикация «Методические рекомендации по развитию процесса общения у дошкольников со стёртой дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мы предлагаем рекомендации по развитию процесса общения у дошкольников со стёртой дизартрией. Наши рекомендации строятся на следующих принципах. Общедидактические принципы – систематичности, сознательности, активности, доступности, индивидуализации.
Принцип систематичности заключается в непрерывности и регулярности развития процесса общения.
Принцип сознательности и активности предполагает опору на сознательное и активное отношение дошкольников к деятельности.
Принцип доступности и индивидуализации предполагает учет возрастных особенностей и возможностей в коммуникативной деятельности дошкольников.
Наряду с общедидактическими нами используются и специфические принципы.
Принцип развития предполагает учет развития личности дошкольника со стёртой дизартрией, его неречевых и речевых процессов.
Принцип комплексности предполагает связь психолого-логопедической коррекции с другими средствами медико-психолого-логопедического воздействия.
Принцип поэтапности предполагает постепенное возрастание всех видов нагрузок от простого к сложному в построении системы функциональных тренировок.
Изложенные далее приемы по развитию процесса общения у дошкольников предложены нами на основе анализа психологической логопедической, педагогической литературы и целенаправленного наблюдения
Основные коррекционные направления
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностныхпроблемвбудущем.
Вот несколько игр и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
«Ветер дует на.»
Со словами «Ветер дует на.» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Секрет»
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Сочиним историю»
Ведущий начинает историю: «Жили-были.», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Поварята»
Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.
«Дотронься до.»
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
«Дружба начинаешься с улыбки.»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«На что похоже настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
* Есть ли в поле светлячки?
* Есть ли в море рыбки?
* Есть ли крылья у теленка?
* Есть ли клюв у поросенка?
* Есть ли гребень у горы?
* Есть ли двери у норы?
* Есть ли хвост у петуха?
* Есть ли ключ у скрипки?
* Есть ли рифма у стиха?
* Есть ли в нем ошибки?
«Тень»
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
«Живая скульптура»
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Замечание:
1. Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.
2. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
«Психологическая лепка»
В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
«Гуляем по парку»
Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
Замечание:
1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
2. Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.
«Запрещенное движение»
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.
Замечание: Запрещенных движений может быть около 7.
«Прогулка по ручью»
На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.
«Гнездышко»
Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.
«Передай мячик»
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.
Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
«Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
«Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д.
Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
«Поводыри»
Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Кроме игр и упражнений направленных на повышение общей коммуникативной активности, мы предлагаем ряд заданий для развития и обогащения лексического и грамматического оформления высказывания дошкольников со стёртой дизартрией. Логопедическое воздействие при устранении стёртой дизартрии предусматривает цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Этот комплекс умений имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Речевые игры:
«Кондуктор»
Цель: Учить детей употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.
«Дом мод»
Цель: Учить детей правильному употреблению собственных имён существительных именительном падеже единственного числа.
«Сколько слов мы сказали?»
Цель: Дать детям понятие «слово»
«Кто? Что?»
Цель: Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
«Превращалки»
Цель:
«Какая она?»
Цель:
«Огород»
Цель:
«Где мы растём?»
Цель: Учить детей в речи пользоваться предлогом «на»
«Из чего варенье?»
Цель:
«Обобщения»
Цель:
«Что растёт в лесу?»
Цель:
«Что нужно нашей кукле?»
Цель:
«Что справа?»
Цель:
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими стёртую дизартрию, относится формирование у них связной монологической речи. На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевое нарушение.
Сказка «Два жадных медвежонка»
Русская народная сказка «Заяц –хваста»
Сказка : «Петушок и бобовое зёрнышко»