Полина Петрова
Методические рекомендации по разработке программы дополнительного образования по робототехнике
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Осинский детский сад № 3»
Методические рекомендации по разработке программы
дополнительного образования по робототехнике.
Автор: Петрова П. А.
с. Оса, 2021г.
Аннотация
В данном издании описываются методические рекомендации по разработке программы по робототехнике в подготовительных группах детских садов, основываясь на собственном опыте.
Публикация «Методические рекомендации по разработке программы дополнительного образования по робототехнике» размещена в разделах
Робототехника сейчас является одним из самых популярных направлений в дополнительном образовании. Особенно, спросом пользуются группы по робототехнике для детей младшего школьного возраста. В данной статье, мне хотелось бы представить методические рекомендации по разработке программы кружка по робототехнике в подготовительных группах детского сада по Lego WeDo 2.0, опираясь на собственный опыт.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по робототехнике – документ, определяющий в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ основное содержание образования в образовательной области «Познавательное развитие», целевые ориентиры и направления развития воспитанников по направлению техническое конструирование и основы робототехники.
При разработке рабочей программы по робототехнике необходимо учитывать следующие нормативные документы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г.
№1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Содержание программы по робототехнике в ДОУ:
1. Цель программы:
Развитие познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами Lego WeDo 2.0
Задачи программы:
Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике.
Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов Lego WeDo 2.0
Развивающая задача: развивать творческую активность. Самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
2. Планируемые результаты освоения Программы
К концу курса дети могут сформировать устойчивый интерес к конструированию, моделированию и робототехнике; работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи; довести решение задачи до готовности модели; излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждения; работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
3. Модель реализации программы
Содержание Программы включает в себя:
- знакомство с понятием робота;
- придумывание, моделирование роботов;
- сбор различных моделей;
- понятие датчиков и контроллера;
- программирование робота;
- создание собственных моделей роботов: экспериментирование;
- презентация индивидуальных творческих работ.
Дети дошкольного возраста могут изучать основные принципы проектирования, строительства и программирования роботов; использование программного обеспечение для получения информации; использование данных с датчиков, чтобы изменять программу, моделируя тем самым реакцию робота; работы с простыми механизмами, шестернями, рычагами, трансмиссией; измерением времени, расстояния; оценивание вероятности с помощью переменных.
4 Распорядок дня
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, длительностью до 30 минут, подгруппа детей варьируется от количества наборов конструктора. Обычно на один комплект конструктора Lego WeDo 2.0 предполагается 2 – 3 ребенка.
5. Тематический план работы с детьми включает тему занятий, количество часов по теме, основной вид учебной деятельности.
Важно учитывать возможности детей, принципы систематичности и последовательности, а также ориентация на практику.
6 Формы организации обучения дошкольников техническому конструированию и робототехнике:
В детском саду в основном используются формы организованного обучения:
- Индивидуальная;
- Групповая (подгрупповая) форма организации обучения (индивидуально - коллективная).
7 Методы, приемы и средства обучения дошкольников техническому конструированию и робототехнике
На занятиях могут использоваться следующие методы:
1 Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (знакомство, рассказ, экскурсия, чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации, инструктаж, (объяснение) достигает своей цели в результате предъявления готовой информации, объяснения, иллюстрирования изображением, словами, действиями.
2 Репродуктивный или метод организации воспроизведения способов деятельности. Метод реализуется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач: программирование, составление программ, сборка моделей, конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, опыты с постройками, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки.
3 Метод проблемного обучения формирует творческий потенциал дошкольников. Он осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Осуществляет мысленное прогнозирование определенных шагов логики решения, работает непроизвольное запоминание.
4 Частично-поисковый (эвристический) метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации.
Дошкольник осмысливает условия, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению.
5. Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Дошкольник воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности.
При обучении нужно предусмотреть использование различных видов конструирования:
– конструирование и программирование по образцу;
– конструирование и программирование по модели;
– конструирование и программирование по замыслу;
– конструирование и программирование по теме.
8 Взаимодействие с семьей
Привлечение родителей является очень важным условием эффективной реализации Программы по робототехнике: расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Возможны такие формы и виды взаимодействия с родителями:
- проведение открытых совместных занятий;
- приглашение на презентации технических изделий;
- разработка творческих проектов с родителями;
- подготовка материалов к реализации проекта;
- подготовка фото-видео отчетов создания приборов, моделей, механизмов и других технических объектов как в детском саду, так и дома;
- участие в соревнованиях и конкурсах проектов (в качестве судей, детско-взрослых команд и т. д.)
9. Материально-техническое обеспечение Программы: набор конструктора Lego WeDo 2.0, компьютер (либо планшет).
10. Организация развивающей предметно- пространственной среды
В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОО (наличие материалов, оборудования для развития познавательного интереса, творческой активности, технических умений; охрану и укрепление здоровья детей; возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах; двигательную активность детей.
Методические рекомендации по использованию конструктора.
Есть несколько способов проведения занятий с конструктором LegoWeDо 2.0. Продолжительность занятий с конструктором LegoWeDо может зависеть от сложности моделей, времени на обсуждение результата и проведения анализа собранной модели, экспериментирования и т. д. Работать можно как индивидуально, так и в командах (парах, тройках и т. д.). Это зависит от количества наборов конструкторов и компьютеров, доступных на занятии.
Для начала нужно познакомить дошкольников с элементами конструктора и их названиями. Пусть дети рассмотрят детали, рассортируют их по коробочкам (по цвету, по размеру, по фигурам и т. д., попробуют собрать несложные модели из этих элементов. Познакомьте дошкольников с интерфейсом программы конструктора LegoWeDо 2.0. Покажите им, как вызвать раздел «проекты для работы в классе». Объясните основы построения программы для «оживления» собранных моделей, познакомьтесь с пиктограммами команд и назначением. Попробуйте создать программу для одной из собранной модели.
Далее собираем базовые модели комплекта. Пользуйтесь подсказкой по сборке и «оживлению» модели. Желательно, чтобы дошкольники проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей. Попросите заполнить таблицу. Всякий раз обращайте внимание дошкольников на то, какую модель еще можно создать на основе базовой модели. А в конце занятия проведите выставку собранных моделей.
Список рекомендуемой литературы
1. Программное обеспечение Lego Education WeDo 2.0
2. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду.
Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет / Л. В. Куцакова. –
М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 - 90 с.
3. Образовательная робототехника: учебно-методическое пособие для работников образования по развитию образовательной робототехники в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов /Авт. -сост. И. В. Михайлова; © ООО «Издательство «Аспринт», 2018 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», 2018
4. Образовательный портал «фгос-игра. рф»
5. Описание системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Методические рекомендации /Под
ред. А. А. Пивоварова. – Киров: ИРО Кировской области, 2016 – 47 с.
6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Парамонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002 - 192 с.
7. Перворобот Lego WeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Lego Group, 2009 – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
8. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова
Николаевна
9. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-
2016 гг.»
Приложение
Конспект на тему «Улитка»
Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – улитка.
Задачи:
1 Познавательное развитие:
Прививать навыки работы с ЛЕГО конструктором, закреплять умение детей действовать по схематической модели. Воспитывать интерес к конструированию из ЛЕГО. Развивать логическое мышление, внимание, навыки конструирования. Формировать умение работать с ИКТ.
2 Речевое развитие:
Развивать словарный запас детей. Активизировать речевые навыки.
3 Физическое развитие:
Развивать мелкую моторику рук.
4 Социально-коммуникативные навыки:
Воспитывать взаимопонимание, ответственность, доброжелательность, инициативность, желание помочь друг другу, работая в подгруппе.
Материал и оборудование: конструктор LEGO Education WeDo 2.0», ноутбук, проектор, зеленая лужайка
Организационный момент:
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с конструктором LEGO Education WeDo 2.0», и что мы с вами будем конструировать вы узнаете отгадав загадку:
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)
Улитка - травоядное животное. Что это значит? Как вы понимаете значение слова «травоядная»? Травоядная — значит та, которая питается травой и другими растениями. Улитка поедает зеленую листву разных растений, листья капусты и грибы.
Давайте рассмотрим улитку.
Просмотр презентации.
Мы сегодня ребята с вами сделаем необычную улитку, очень редкую, она отправляет вспышки зеленого цвета, чтобы общаться.
Педагог: Ребята, из чего можно построить улитку? (Из блоков, кубиков, металла, конструктора).
Какой конструктор можно использовать для создания улитки, которая может менять цвет?
Дети: конструктор Лего Wedo 2,0.
Педагог: Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Педагог: Работать с конструктором мы умеем. Давайте соберем улитку, но чтобы она меняла цвет, что мы должны сделать?
Дети: Создать программу, запрограммировать робота.
Педагог: С чего нужно начинать работу?
Дети: Для создания программы необходимо установить соединение между роботом и компьютером.
Педагог: Как называется основная деталь улитки?
Дети: СмартХаб.
Педагог: СмартХаб или микропроцессор - является сердцем любой модели, контролируя работу датчиков и моторов. СмартХаб осуществляет передачу информации от управляющего ПК или планшета к сконструированной модели.
Педагог: Для того чтобы улитка заработала, нам надо написать программу по образцу или создать свою. Если вы все сделаете правильно, робот оживет.
Физкультминутка «Робот».
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (движение руками в сторону)
Два – суставы не скрипят, (движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (движение руками вниз)
И исправен и красив (опускают руки вдоль туловища.)
Практическая работа.
Дети устанавливают соединение компьютера с моделью конструктора, программируют робота, комментируя свои действия.
Рефлексия.
Педагог: Сейчас проверим, всё ли мы сделали правильно, и если это так, то наш робот оживёт. Поздравляю вас всех! Робот ожил, а это значит, что ошибок нет! Молодцы!
Спасибо, юные инженеры. Я надеюсь, что кто-нибудь из вас обязательно станет инженером–конструктором.
Аналитическая записка
Осинский муниципальный район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Осинский детский сад № 3»
Петрова Полина Александровна, воспитатель
Конкурсная номинация
«Лучшая авторская разработка методических рекомендаций»
Конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике робототехника интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с конструктором здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Для достижения целей были поставлены задачи:
Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике.
Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов Lego WeDo 2.0
Развивающая задача: развивать творческую активность. Самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
Моя работа проводилась по следующим направлениям:
- самообразование (изучение литературы);
- организация и проведение занятий кружка, направленных на развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и расширение кругозора детей.
Посредством использования конструктора Lego WeDo 2.0 эффективно решались образовательные задачи реализуемые в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса,
т. к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ.
Также работу в кружке удачно интегрировала с другими образовательными областями «Познавательное Развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическая», «Физическая».
В процессе занятий у детей активно развиваются математические способности, в ходе пересчитывания (деталей, блоков, крепления, вычисления необходимого количества деталей. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
К шести годам наши дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её, и практически создавать.
На занятиях использую конструкторы LEGO Education WeDo 2.0» и ноутбук.
Занятия по «Робототехнике» помогают детям войти в мир социального опыта.
У детей складывается единое и целостное представление предметном и социальном мире.
Занимаясь в кружке, во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности в течении дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
В будущем планирую использовать данные конструкторы для умения рассказывать и придумывать свои истории, которые идеально подходят для изучения огромного количества тем.
Наборы также можно использовать и для свободного творчества.
Таким образом, по результатам работы кружка, можно сделать вывод о том, что мои воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность, соотносить реальную конструкцию со схемой, а это – планируемые результаты освоения программы детьми!