Елена Ожигова
Методические рекомендации по применению дыхательной гимнастики на занятиях в рамках дошкольной программы «Риторика»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дыхательная гимнастика играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста, особенно в контексте программы «Риторика», направленной на развитие речевых навыков и коммуникативной компетенции. Правильное дыхание способствует улучшению голосовой функции, артикуляции и общей уверенности детей при общении. В данной статье представлены методические рекомендации по внедрению дыхательной гимнастики в занятия, направленные на развитие риторических навыков.
Цели и задачи
Цели:
1. Улучшение дыхательной функции и речевого аппарата у детей.
2. Формирование навыков правильного дыхания для улучшения дикции и выразительности речи.
Публикация «Методические рекомендации по применению дыхательной гимнастики на занятиях в рамках дошкольной программы „Риторика“» размещена в разделах
3. Развитие уверенности в себе и коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Ознакомить детей с основами дыхательной гимнастики.
2. Развивать интерес к речевым занятиям через игровые методы.
3. Способствовать укреплению здоровья и улучшению общего самочувствия.
Основные принципы
1. Игровая форма: Использовать игровые элементы для повышения интереса к занятиям.
2. Комплексный подход: Соединять дыхательные упражнения с речевыми играми и заданиями.
3. Постепенность: Начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая их сложность.
Структура занятия
1. Введение (5-10 минут):
• Объяснение детям, как правильное дыхание помогает говорить лучше.
• Краткая беседа о важности дыхания для здоровья.
2. Разминка (5-7 минут):
• Легкие физические упражнения для разогрева (например, наклоны, повороты).
• Упражнения на растяжку, которые активизируют диафрагму.
3. Основная часть (15-20 минут):
• Упражнения на глубокое дыхание:
• «Дерево» — стоя, руки подняты вверх, вдох через нос, выдох через рот, произнося звук «А».
• «Шарик» — воображаемый шарик надувается при вдохе и сдувается при выдохе, произнося звук «О».
• Упражнения с использованием предметов:
• «Дудочка» — дуть в трубочку (можно использовать бумажные или пластиковые трубочки) и произносить звуки.
• «Пух» — подбрасывание легкого предмета (перышка или шарика) и дуновение для его удержания в воздухе, одновременно произнося слоги.
4. Речевые игры (10-15 минут):
• Игра «Скажи на вдохе» — дети должны произнести короткие фразы или слова на выдохе после глубокого вдоха.
• Игра «Кто быстрее?» — дети по очереди произносят слова или фразы, стараясь дышать правильно и четко.
5. Заключительная часть (5-10 минут):
• Расслабляющие дыхательные упражнения (например, дыхание с закрытыми глазами).
• Обсуждение с детьми о том, что им понравилось и чему они научились.
Рекомендации по проведению занятий
• Создание комфортной обстановки: Занятия должны проходить в спокойной атмосфере, где дети чувствуют себя свободно.
• Использование музыки: Фоновая музыка может помочь создать расслабляющую атмосферу во время дыхательных упражнений.
• Регулярность занятий: Для достижения положительного эффекта рекомендуется проводить занятия 2-3 раза в неделю.
Заключение
Дыхательная гимнастика является эффективным инструментом для развития риторических навыков у детей дошкольного возраста. Внедрение игровых методов и индивидуальный подход помогут сделать занятия интересными и полезными. Регулярные занятия способствуют формированию правильных дыхательных привычек, улучшению речи и укреплению здоровья детей.
Эти рекомендации могут быть адаптированы в зависимости от конкретных условий и потребностей группы детей.