Получи документы

Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах

Оксана Никулина
Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации по планированию экспериментирования с детьми

в разных возрастных группах

Все дети думают, чувствуют и видят по-своему

Ж. – Ж. Руссо

Экспериментирование, как один из видов детской деятельности требует от педагога умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разрабатывать перспективные проекты изучения с детьми того или иного явления. Важно прорабатывать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов.

Публикация «Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах» размещена в разделах

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)

Работа организована на создание условий необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий рекомендуется решать следующие задачи.

1. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупыванием, восприятием на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра «Чудесный мешочек»).

2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы: куртка - плащ, компот - сок, сапоги - ботики (дидактическая игра типа «Не ошибись»).

3. Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений (почему остановился пешеход).

4. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему земля пропускает воду).

Основное содержание исследований предлагает формирование у детей представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

О природных явлениях (радуга, ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

О мире растений (способы выращивания растений из семян, листьев, луковиц; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов);

О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол» : как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп);

Об эталоне времени (час, день)

О предметном мире (посуда, мебель,продукты, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.)

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый и пр.)

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)

Работа с детьми направлена на расширение представлений о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами являются следующими.

1. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится)

2. Группировка объектов по функциональным признакам (для чего необходима обувь, (посуда? С какой целью она используется)

3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

27

Основное содержание исследований предлагает формирование у детей представлений:

О материалах (глина, бумага, ткань, дерево, металл, стекло, резина, пластмасса);

О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекта неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками);

О мире животных (как живут звери зимой и летом) и растений (овощи, фрукты, условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло);

О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и пр.);

О геометрических эталонах (круг, треугольник, прямоугольник, призма);

О человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т. д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойств объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (например как «сахарница», «мыльница»).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определять признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами.

Старший дошкольный возраст (6-й и 7-й годы жизни)

Работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами являются следующими.

1. Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (как быстрее построить прочный дом для кукол).

28

2. Классификация на основе сравнения: по длине (чулки – носки, форме (шарф – платок – косынка, цвету/орнаменту ( чашки:

одноцветные и разноцветные, материалу (платье шелковое – шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»)

Основное содержание исследований предлагает формирование у детей представлений:

О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год);

Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; образование града, снега, льда, инея, тумана, росы, радуги; рассматривание снежинок через лупу; круговорот воды в природе и пр.);

О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание веток и растений и их сравнение по цвету, форме, расположению почек; сравнение цветов и других растений);

О предметом мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);

О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования словарь детей обогащается за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, многозначностью слов (ключ0, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (легкий – тяжелый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Публикации по теме:

Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах «Уголки природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах» Воспитатель Васянина Оксана Петровна слайд №2 Мир природы.

Использование нетрадиционных методов здоровьесбережения в разных возрастных группах ДОУ Состояние здоровья детей на современном этапе вызывает обоснованную тревогу. По данным Всероссийской диспансеризации (2002)только 32% детей.

Консультация для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп»Консультация для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп» Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп. Гимнастика имеет оздоровительное значение при условии систематического.

Методические рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы в разных видах деятельности Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Федеральный закон Российской.

Методические рекомендации для воспитателей «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Федеральный закон Российской.

Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах Методические рекомендации для воспитателей по организации детей в малых группах В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают.

Методические рекомендации к планированию образовательного процесса на день в ДОО. План - это заблаговременное определение порядка, последовательности реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах. Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах. Детский сад - особое учреждение, это практически.

Семинар-практикум для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах» Задачи: 1. Познакомить педагогов с разными видами утренней гимнастики. 2. Совершенствовать практические навыки по методике проведения утренней.

Сообщение на педсовете «Организация двигательной активности детей в разных возрастных группах» Воспитатель подготовительной логопедической группы № 9 Сообщение на педсовете: «Организация двигательной активности детей в разных возрастных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 09:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Никулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД