Оксана Никулина
Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по планированию экспериментирования с детьми
в разных возрастных группах
Все дети думают, чувствуют и видят по-своему
Ж. – Ж. Руссо
Экспериментирование, как один из видов детской деятельности требует от педагога умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разрабатывать перспективные проекты изучения с детьми того или иного явления. Важно прорабатывать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов.
Публикация «Методические рекомендации по планированию экспериментирования с детьми в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Работа организована на создание условий необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий рекомендуется решать следующие задачи.
1. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупыванием, восприятием на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра «Чудесный мешочек»).
2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы: куртка - плащ, компот - сок, сапоги - ботики (дидактическая игра типа «Не ошибись»).
3. Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений (почему остановился пешеход).
4. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему земля пропускает воду).
Основное содержание исследований предлагает формирование у детей представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
О природных явлениях (радуга, ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листьев, луковиц; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов);
О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол» : как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп);
Об эталоне времени (час, день)
О предметном мире (посуда, мебель,продукты, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.)
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый и пр.)
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
Работа с детьми направлена на расширение представлений о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами являются следующими.
1. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится)
2. Группировка объектов по функциональным признакам (для чего необходима обувь, (посуда? С какой целью она используется)
3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
27
Основное содержание исследований предлагает формирование у детей представлений:
О материалах (глина, бумага, ткань, дерево, металл, стекло, резина, пластмасса);
О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекта неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками);
О мире животных (как живут звери зимой и летом) и растений (овощи, фрукты, условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло);
О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и пр.);
О геометрических эталонах (круг, треугольник, прямоугольник, призма);
О человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т. д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойств объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (например как «сахарница», «мыльница»).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определять признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами.
Старший дошкольный возраст (6-й и 7-й годы жизни)
Работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами являются следующими.
1. Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (как быстрее построить прочный дом для кукол).
28
2. Классификация на основе сравнения: по длине (чулки – носки, форме (шарф – платок – косынка, цвету/орнаменту ( чашки:
одноцветные и разноцветные, материалу (платье шелковое – шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»)
Основное содержание исследований предлагает формирование у детей представлений:
О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);
О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год);
Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; образование града, снега, льда, инея, тумана, росы, радуги; рассматривание снежинок через лупу; круговорот воды в природе и пр.);
О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание веток и растений и их сравнение по цвету, форме, расположению почек; сравнение цветов и других растений);
О предметом мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);
О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования словарь детей обогащается за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, многозначностью слов (ключ0, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (легкий – тяжелый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).