Миронова Олеся
Методические рекомендации по организации и проведению игр и упражнений со скакалкой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Тополёк»
Методические рекомендации «Раз, два, три, четыре, пять – научились мы скакать» предназначен для организации и проведения игр и упражнений со скакалкой, способствующих развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Сборник предназначен для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
1. Особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5
Публикация «Методические рекомендации по организации и проведению игр и упражнений со скакалкой» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Скакалка. Прыжки на скакалке
- Темочки
2. Характеристика игр и упражнений со скакалкой 8
3. Рекомендации по организации игр и упражнений со скакалкой, направленных на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста 10
3.1 Техника выполнения прыжков со скакалкой 10
3.2 Рекомендации педагогам по обучению прыжкам на скакалке детей старшего дошкольного возраста 11
3.3 Рекомендации родителям по организации игр и упражнений со скакалкой в свободной деятельности детей 14
Список литературы 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей. Недостаточное развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что дети менее успешно справляются с программным материалом, двигательными задачами, не могут быстро и качественно выполнить технику упражнений, и как следствие – имеют недостаточный уровень развития физической подготовленности.
Одним из эффективных средств развития двигательно-координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста являются прыжки через скакалку. Этот вид двигательной активности представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребёнка.
Многократность выполнения прыжков через скакалку прекрасно развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышцы всего тела и особенно ног, а также ловкость и координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, влияет на укрепление связок.
Новизна методических рекомендаций заключается в обобщении теоретического и практического опыта по организации игр и упражнений со скакалкой, способствующих развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Высокую степень координации старшие дошкольники могут проявить и в спортивных упражнениях : при катании на велосипеде, коньках, игре в бадминтон, городки. Для детей старшего дошкольного возраста более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения [1].
Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве «ловкость». В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели [8].
В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. Координационные способности – вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий. По мнению В. И. Ляха, координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия [7].
Методист физического воспитания Ю. В. Верхошанский считает, что координация – это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения, требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека [4].
Таким образом, координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.
По мнению Н. А. Бернштейна, наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. А так как этот возраст по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.
По определению Л. А. Орбели координация движения – точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего тела, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц [1].
Координационные способности определяются рядом особенностей организма человека :
а) пластичностью нервной системы, под которой понимается способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможения, а поскольку это врожденное качество, то и предрасположенность к координационным «высотам» в значительной степени предполагает генотипический момент;
б) уровнем развития других двигательных способностей (в первую очередь, скоростных способностей, динамической силы и гибкости);
в) двигательным опытом, под которым понимается запас разнообразных двигательных умений и навыков;
г) способностью быстро и своевременно расслабляться при выполнении двигательных действий;
д) способностью предвидеть действие соперника и результаты своих действий;
е) умением мобилизоваться на решение двигательной задачи в любых, самых сложных ситуациях ее выполнения, находчивостью, инициативностью, способностью к неожиданным решениям.
Практически все из вышеперечисленных качеств в той или иной степени поддаются тренировке. Таким образом, координационные способности – это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций [5].
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ СО СКАКАЛКОЙ
Одна из первоочередных задач физического развития старших дошкольников заключается в укреплении здоровья, развитии основных физических качеств и повышении функциональных возможностей организма. Программа по физическому развитию в ДОУ содержит многообразие средств для решения задачи по развитию основных физических качеств.
Упражнения со скакалкой – одно из средств программы. Они включают прыжки со скакалкой, всевозможные комплексы ОРУ, игровые задания, подвижные игры. Упражнения со скакалкой способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.
В старшем дошкольном возрасте все навыки совершенствуются. Можно использовать упражнения в паре, дети начинают с вращения скакалки, постепенно переходя к прыжкам, также перепрыгивают разными способами: на месте и в движении, подвижные игры со скакалкой («Удочка», «Паутина», «Карусель», «Зеркало», соревнования с индивидуальными прыжками) [4].
Игры и упражнения со скакалкой развивают ловкость и выносливость, укрепляют мышцы и сердечно-сосудистую систему, улучшают осанку, предупреждают плоскостопие и сколиоз, развивают аппетит и улучшают сон. Кроме того, эти занятия приносят детям массу удовольствия и веселья.
Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движения рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки.
Прыжки со скакалкой эмоциональны и разнообразны, их следует широко использовать в гимнастических выступлениях детей на различных праздниках.
Упражнения со скакалкой можно проводить игровым и соревновательным методом.
Дети очень любят прыгать, и лишать их этой радости нет никаких причины. Опасение, высказываемое некоторыми авторами, что при прыжках могут иметь место сотрясение спинного мозга и сбавление или искривление мягкого позвоночника, не имеет достаточного основания. Благодаря расположенным между позвонками хрящевым пластинкам позвоночник получает большую эластичность, предохраняющую его и заключенную в нем мозговую массу от каких-либо повреждений.
При любом виде прыжка производится довольно большая мышечная работа. Участие в прыжках многих мышечных групп, затрата значительной энергии, чувство усилия и преодоления инертности тела являются положительными сторонами этого вида движения.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
СО СКАКАЛКОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Техника выполнения прыжков со скакалкой
Необходимо правильно подобрать скакалку. В диаметре скакалка должна быть не тоньше 0, 8 см. Если она будет тоньше – она будет слишком легкой и ее будет трудно крутить; если толще – то наоборот, тяжело. Она должна быть достаточно длинной, чтобы касаться каждый раз пола в тот момент, когда туловище выпрямлено и руки находятся на уровне бедер.
Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. Когда ребенок ее натянет, концы должны касаться подмышек.
Для удобства использования можно подобрать скакалки трех видов, которые отличаются по цвету и по длине, это удобно, так как ребенок уже знает свою скакалку и ему не приходится каждый раз подбирать ее и затрачивать на это время [3].
Упражнения со скакалкой можно использовать почти во всех формах работы по физическому развитию дошкольников: в НОД, в индивидуальной работе, в утренней гимнастике, в самостоятельной двигательной активности, даже дыхательной гимнастике. С педагогами ДОУ и родителями воспитанников можно проводить консультации, развлечения и спортивные праздники, мастер-классы, семинары-практикумы [7].
3.2 Рекомендации педагогам по обучению прыжкам на скакалке детей старшего дошкольного возраста
В детском саду используются разнообразные прыжки через короткую и длинную скакалки. Для овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеими ногами ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна быть слишком легкой. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребенка.
Первая фаза - вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Движение руками со скакалкой начинается уже в момент подготовки к толчку. Скакалке придается вращение; при запоздалом начале движения перепрыгнуть через скакалку невозможно.
Вторая фаза - толчок. Выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5— 10 см. Толчок в основном выполняется так же, как в легкоатлетических и гимнастических прыжках. Но в отдельных деталях имеются некоторые различия. В частности, в прыжках со скакалкой нужно овладевать умением отталкиваться с различной силой в зависимости от формы прыжков, а, следовательно, изменять характер мышечного напряжения. При выполнении простых прыжков через скакалку толчок должен быть минимальным по силе, достаточным для преодоления вращающейся скакалки. При выполнении прыжка с двойным вращением скакалки нужен более энергичный толчок, чтобы продержаться в полете, пока скакалка пройдет под ногами дважды. Но сила толчка все же не должна быть максимальной, так как двойное вращение скакалки происходит в основном за счет его ускорения.
Третья фаза - полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка. Скорость вращения скакалки зависит от высоты полета, причем зависимость обратная: чем выше полет, тем меньше скорость вращения скакалки, и, наоборот, при небольшом полете скорость вращения скакалки должна быть большей.
Четвертая фаза - приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно. Надо с ранних лет приучать ребенка правильно прыгать, мягко приземляться при окончании прыжка, приседая, сгибая колени и опускаясь на носки.
Обучение прыжкам на скакалке на занятиях в ДОУ следует разделить на несколько этапов:
1 этап. Планомерное и систематическое обучение прыжкам через скакалку продолжается в старшем дошкольном возрасте. Координировать и сочетать движение рук и ног детям трудно, поэтому, вначале обучают прыжкам через длинную скакалку, так как для выполнения этих прыжков не требуется такое сочетание. Вначале дети учатся перешагивать через неподвижную длинную скакалку, которую держат двое других детей на высоте 3-5 см. над землей. Затем детей учат прыгать с одной ноги на другую, перепрыгивать через нее двумя ногами, одной (правой или левой) ногой, вперед-назад.
2 этап. После освоения эти упражнения проводятся через качающуюся вперед-назад скакалку. Эта же последовательность упражнений сохраняется при выполнении одиночных прыжков через скакалку (вращающуюся). Постепенно дети переходят от одиночных к серии разнообразных прыжков. В качестве усложнения детям предлагают выполнять прыжки с промежуточными подскоками и в более быстром темпе, который определяется скоростью вращения скакалки.
3 этап. Более сложным для детей является овладение пробеганием под вращающейся скакалкой, вбеганием и выбеганием. Если ребенок никак не решается пробежать под вращающейся скакалкой, то воспитатель или ребенок, владеющий этим движением, может выполнить его вместе с начинающим, держа его за руку. При этом скакалка вращается в сторону ребенка сверху вниз, касаясь земли.
Освоив пробегание и вбегание, дети переходят к выполнению разнообразных прыжков и заканчивают упражнение выбеганием. Используются и парные прыжки, пробегание по двое-трое [5].
Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. Прыжки через скакалку хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий. Поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, корпус прямой. Скакалку надо вращать кистями и предплечьями рук, плечи не должны двигаться. Прыгать можно через короткую и длинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое, третий прыгает. В этом движении выполняются только прыжки, ребенок свободен от вращения скакалки. Но в, то, же время он должен хорошо чувствовать предлагаемый ему темп подскоков, подстраиваться к нему, а это вызывает известные трудности.
Изменение темпа вращения скакалки связано не только с действиями кистями, но и с тягой скакалки, когда радиус ее вращательного движения меняется. Его уменьшениям приводит к увеличению скорости вращения предмета. Напротив, увеличения радиуса вращения способствует снижению темпа движения [6].
Подобно прыжкам через короткую скакалку происходят прыжки через длинную скакалку. Разница состоит в том, что в последнем случае вращение скакалки производит не сам прыгающий ребенок, а двое других. Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее представляют движение смешанного типа, в котором различают, вбегание и прыжки — неоднократно повторяющиеся циклы. Вбегание производится с небольшого расстояния —
3-4 м, бег равномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка. Вбегание осуществляется вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас после того, как скакалка пройдет вверху мимо лица ребенка. Как только скакалка опускается вниз, касаясь земли, ребенок совершает прыжок. Техника прыжков через длинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку.
3.3 Рекомендации родителям по организации игр и упражнений
со скакалкой в свободной деятельности детей
Прыжки через скакалку, конечно, никогда не станут олимпийским видом спорта. Тем не менее прыжки через скакалку — одни из самых эффективных упражнений, совмещающих в себе аэробный непрерывный длительный бег, атлетическую мощь, эстетичность танцев и напоминающих нам об увлечениях детства. Прыжки через скакалку способствуют развитию точности и быстроты, согласованности своих движений со скоростью и направлением движений скакалки.
Совет родителям № 1: скакалка должна быть не тоньше 0,8 или 0,9 см. Если она будет слишком тонкой (а значит, и легкой) ее трудно будет крутить, если скакалка будет толстой, то крутить ее будет тяжело.
Совет родителям № 2: техника захвата ручки. Держаться за ручки скакалки нужно свободно, без напряжения, пальцами вперед, сама скакалка должна свисать с внешней стороны рук. Ручки скакалки следует направлять вниз, зажать между большими и остальными пальцами руки.
Совет родителям № 3: каждый раз во время игр проверяйте правильность захвата скакалки.
Совет родителям № 4: научите детей сначала только перебрасывать скакалку вперед и назад держа руки в стороны! Постепенно дети сами начнут следить за тем, чтобы руки чуть сгибались в локтях. Чем быстрее вращается скакалка, тем интенсивнее работают кисти рук. При замедленном движении скакалки руки слегка разводят в стороны.
Совет родителям № 5: начинать обучение необходимо с прыжков на месте, не продвигаясь ни вперед, ни назад. Очень важно следить, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам. Туловище нужно держать прямо, сохраняя правильную осанку, так как это влияет на свободное дыхание, которое нельзя задерживать при прыжках.
Совет родителям № 6: особое внимание следует обращать на приземление. Приземляться нужно со слегка согнутыми коленями на подушечки пальцев. Отталкиваться большими пальцами ног, стараясь не отрываться высоко от пола (достаточно 10-20 см от пола). Каждая стопа должна приземляться на свое место. Не забывайте про перерывы между прыжками, для восстановления дыхания.
Прыжки на скакалке — тяжелая утомительная работа. Поэтому не стоит требовать от ребенка многого, старайтесь преподносить детям разнообразные игры и упражнения, избегая монотонной тренировки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко, В. В. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности со скакалкой / В. В. Бойко // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Между -нар. науч. -практ. конф. — Грозный, 2015.
2. Вавилова, Е. Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать [Текст] / Е. Н. Вавилова – М. : «Просвещение», 2010.
3. Иванова, С. С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.) [Текст] / С. С. Иванова – Самара: Асгард, 2015. – С. 38-41.
4. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд., перераб. [Текст] / Т. И. Осокина – М. : Просвещение, 2015.– с. 304
5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л. И. Пензулаева М. : «Просвещение», 2010.
6. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М. : Просвещение, 1971. 111с.
7. Шарабова И. Н. Упражнения со скакалкой [Текст] / И. Н. Шарабова – М. : «Просвещение», 2016.