Ирина Глухова
Методические рекомендации по обучению грамоте в работе с пособием «Звуковички»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по обучению грамоте в работе с пособием
(упрощенный вариант отображения фонем языка)
Автор: Глухова Ирина Петровна
Педагог дополнительного образования, ГБДОУ №7, г. Санкт- Петербурга.
Описание работы : данные пособия могут быть интересны педагогам при обучении старших дошкольников грамоте.
Публикация «Методические рекомендации по обучению грамоте в работе с пособием „Звуковички“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2018
Дидактических игр по развитию речи очень много. Среди этих игр можно выделить игру «Звуковички». Их достаточно много. Но каждый автор такого пособия подходит к созданию своих «Звуковичков» творчески и неповторимо. Мои «Звуковички» очень помогают в работе при обучении звуковому анализу слов старших дошкольников.
Цель: формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащать их словарный запас, воспитывать любовь к русской речи.
Звуки.
Звуки в словах
Встречаются разные,
Тут и согласные,
А рядышком – гласные!
Они поются и свистят,
Шипят, звенят и шелестят!
То твердо их произнесем,
То мягким пухом назовем.
Их нужным цветом обозначь,
И радость будет от удач.
Смелей бери карандаши
И занимайся от души!
Гласный звук-красный цвет,
Его на свете ярче нет.
Согласный мягкий обозначь-
Цветом травы весенней.
Согласный твердый - синий цвет
И здесь у нас сомнений нет.
Ты это лучше заучи,
Помогут вам звуковички,
И вмиг откроете ключи
Про все слова из книжки!
На каждом занятии, при изучении новой буквы, я знакомлю ребят со звуковичками. Важно, чтобы ребенок не только понимал значение символов и цвета на рисунке, но и мог дать словесную характеристику изображения. У каждого звуковичка есть своё графическое обозначение. Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные. Можно запомнить так: звук гласный – цвет красный. Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие. Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые. Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания, а другой зеленый (мягкий вариант звучания). Например, буква «р» в слове «рука» обозначает твердый звук [р], а в слове «река» мягкий звук [р'].Если буква может в одном случае обозначать один гласный звук, а в другом случае – два звука, причем один [й'], а другой – гласный, башмачки красный и зеленый. Например, в слове «петь», буква «е» обозначает звук [э]. А в слове «еда» - два звука [й'], [э]. Согласные звуки характеризуются также как звонкие или глухие. Звуковичок символизирующий звонкий согласный звук выглядит так (шапка-звоночек жёлтого цвета, как золотой звонкий колокольчик). Звуковичок символизирующий глухой согласный звук носит шапку-цилиндр или, как говорят дети, «шляпка» чёрного цвета. Звуковички гласных звуков изображаются без головных уборов, т. к. эти звуки не имеют соответствующих характеристик. Слова для звукового анализа используем только те, что одинаково произносятся и пишутся. Например, лиса, кот, луна, стул и т. п. Но мне кажется, что в слове не должно быть больше пяти букв, так как сильно длинные слова могут способствовать потери интереса к такой сложной для дошкольников работе.
Как показывает опыт, работа со звуковичками, как упрощенными отображениями фонем, позволяет добиться хороших результатов. На её основе гораздо проще в будущем, сформировать навык письма и чтения, ввести алгоритм фонетического анализа.
При работе с данным пособием повышается мотивационная сфера старших дошкольников, сохраняется стабильный эмоциональный настрой во время изучения фонем. Остальное зависит от мастерства самого педагога.